Рубрика: драконы

Морские драконы

О морских драконах писал Ханс Эгеде . Он описал чудовище, которого видели у берегов Гренландии. У змея было длинное рыло, он пускал фонтаны, имел широкие плавники, тело его извивалось.

Епископ Понтоппидан писал о том, как бергенский житель, наткнулся однажды в море на морского дракона. Голова у дракона была, как у лошади, и за ней тянулась в воде длинная белая грива.

В 1848 году офицеры и матросы британского фрегата «Дедалус» видели животное 18 метров длиной с головой змеи и с длинной гривой, а в мае 1863 года королевское почтовое судно «Афинянин» наткнулось в волнах на змею длиной около 30-метров.

   

Тим Хильдебранд. Морской дракон.


Самое известное из таинственных существ, время от времени появляющихся в Шотландии, — это Лохнесское чудовище. Много веков в озерной Шотландии рассказывают бесчисленные легенды о водяных чудовищах. Шотландские озера как нельзя лучше подходят для того, чтобы слагать о них легенды: они поразительно глубоки, а берега их образованы обрывистыми холмами, среди которых вечно клубится туман. Озера представляют собой глубокие впадины, заполнившиеся морской водой более двенадцати тысяч лет назад при отступании льдов во время ледникового периода.
С Лохнесским чудовищем соперничает обитатель озера Лох-Морар — Мораг. Озеро находится всего в четверти мили от берега океана. Были случаи, когда люди видели поднимающуюся из воды длинную шею или широкую спину. В отличие от торфянистого Лох-Несса озеро Лох-Морар чисто и прозрачно, а в 1969 года местный рыбак, находясь на поверхности, увидел на дне озера,  животное, похожее на гигантскую ящерицу метров шести длиной.
Есть озерное чудовище и в Канаде, живущее в озере Оканаган. Местные индейцы называют чудовище Огопого. Глубина озера, в котором живет дракон, достигает 600 метров, а длина его составляет 130 километров. Индейцы боятся Огопого, утверждая, что он нападает на людей. Внешность этого «дракона» напоминает описания шотландских чудовищ.

Дракон хала

В мифологии южных славян хала – огромный змей, как правило, многоголовый. Хала – шестикрылая и двенадцатихвостая. Она может упасть на землю в виде густой мглы или тумана, препятствующего созреванию хлеба. Она обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует черными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы, уничтожает посевы и фруктовые сады. Хала может иногда превращаться в людей и животных.

   

Иллюстрация С. Плаксина

С халой сближается другой дракон в мифологии южных славян – ламя. Она имеет вид огромной змеи с собачьей головой и с крыльями, живет в пещерах и у источников и связана со стихией воды. Ламя может упасть на землю туманом, остановить воду, требуя человеческой жертвы. Нападает на поля и сады, пожирая плоды земледельческого труда. Ламия встречается в болгарских сказках, где с ней активно борются люди и с трудом уничтожают. Так, в сказке «Три брата и Ламия» чудовище жило за садом, которое находилось у моста. Данное упоминание может сближать с сюжетом о Калиновом мосте, проходящем через реку Смородину, и соединяющим мир живых и мир мертвых. Данный мост охранялся либо Змеем Горынычем либо Чудом-Юдом о нескольких головах, роль которых в болгарской сказке могла исполнять Ламия.

В русской сказке «Царевич-пастух» упоминаются две Ламии: одна живет в пещере, а другая в озере. Змеиный хвост указывает на ее хтоничность, то есть связь с землей. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство.

Гуйму – мать бесов

В древнекитайской мифологии есть упоминание о Гуйму, матери бесов.

В преданиях говорится, что она живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона, брови четырехпалого дракона, глаза водяного дракона.  Образ Гуйму древний и может сближаться с древними женскими божествами народов Сибири и Центральной Азии.

       

Картина Ван Симэна

Одним из таких персонажей является Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Еще один персонаж, с которым сближается Гуйму, это Албыс, алтайский или тувинский аналог ведьмы, локальная разновидность тюркского злого духа желтоволосой девы Албасты. Албыс очень опасна. У нее длинные большие груди, рыжие волосы, медные нос и когти. Она может проникнуть в человека, отчего его поразит тяжелая болезнь.

Западносемитский дракон Латану

Предтечей ветхозаветного чудовища Левиафана в угаритской мифологии является дракон Латану, воплощающий разрушительные силы водного мира и предстающий как могучее семиголовое чудовище, которое борется со светоносным богом Балу и его сестрой богиней-воительницей Анат, но оказывается побежденным. Балу и Анат борются с такой разрушительной силой как Латану, ради плодородия и жизни.

     

Убийство Левиафана.Гравюра Гюстава Доре1865 г.

Дракон Латану может быть сопряжен с древнеарабской (доисламской) богиней неба и дождя Аллат. Эта богиня олицетворяла собой небо, дождь и луну. Очевидно, Аллат была богиней туч и молний, связывалась с войной. В городе Таиф она почиталась как богиня-покровительница. В нем находилась ее священная территория, храм и идол – белый гранитный камень. Поначалу пророк Мухаммед признавал божественную природу этой богини, но затем уничтожил ее святилище. Аллат у халдеев и шумеров была богиней Подземного царства. Однако эта богиня считалась предшественницей богини Афины Паллады, а ее культ был распространен не только среди древних арабов, но и в эллинистических городах – Набатее и Пальмире.

Китайские демоны гуй

В древнекитайской мифологии гуй являлся духом умершего, однако с распространение буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Согласно народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их.

Гуй может стоять с бамбуковым шестом, чтобы заманить людей в лодку, а также поджидать детей на перекрестке, насылать болезни, убивать людей в тюрьме.

             

Иллюстрация Мэтью Майера.

В большинстве случаев гуй – это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненном на родовом кладбище. Считается, что гуй боится крика, чтения конфуцианской литературы и буддийских книг, персикового дерева и амулетов. Тростник тоже помогал от этих демонов: его привязывали к телу невесты, едущей в дом мужа.

Не смотря на то, что красный цвет в китайской культуре имел положительное значение, а именно – жизнь и процветание, рост и достижения, гуй часто изображались в храмах, а также на народных картинах с рыжими волосами и часто красными.

В Китае в период позднего средневековья родилось представление о трех девах – Юнь-сяо, Цюн-сяо и Би-сяо, которые используя даосские магические приемы, творили зло, за это они были приговорены к смерти и назначены Верховным Владыкой Тайшан духами отхожих мест, которые могут быть близки к гуй. В японских городских легендах встречается близкая к ним Ханако-сан, дух трагически погибшей девушки, появляющейся в туалете и причиняющей вред людям.

Драконы Древней Месопотамии

Вавилонское драконоподобное чудовище Тиамат персонифицировало вселенскую тьму. В древнейшей поэме о сотворении мира «Энума элиш» Тмамат названа праматерью всего, что она породила. Она изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Супругом Тиамат является Абзу – персонификация мирового океана, первопричина жизни, воплощение первозданной стихии. Честь избавления земли от леденящей тьмы принадлежит верховному ассиро-вавилонскому богу Мардуку. Мардук рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй – землю.

       

Тиамат и Мардук. Барельеф

Тиамат – не единственное драконоподобное существо в мифологии Древней Месопотамии. Бог Мардук использовал в качестве сторожевого пса дракона Мушхуша, созданного Тиамат. Дракон сочетал в себе черты льва, орла, змеи, скорпиона. Дракон Мардука имеет особую известность в наши дни благодаря тому, что его израсцовое изображение сохранилось на знаменитых воротах богини плодородия и плотской любви Иштар в реставрированном комплексе Древнего Вавилона в современном Ираке.

     

Изразцовое изображение на воротах богини Иштар в Вавилоне

В шумерской мифологии божеством, олицетворяющим змею, был Нирах. Он почитался в городе Дер как посол бога Саратана. На цилиндрических печатях встречается его изображение со змеиной нижней частью тела.

Существуют версии, что образ месопотамских драконов проник в Европу, Ближний Восток, Иран, Индию и Китай и повлиял на формирование образов драконов в этих культурах.

Змей Горыныч

Змей Горыныч в русских сказках и былинах выступает представителем злого начала. Как правило, имеет 3, 6, 9 и 12 голов. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но также соотносится с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, пленники.

Живет Змей Горыныч за мостом через реку Смородину, отделяющую мир живых от мира мертвых. Он является стражем между мирами и не охраняет вход в иной мир.

Имя Змей Горыныч отсылается также к образу Огненного Змея, соблазняющего женщин. В цикле былин о Добрыне и Маринке Змей Горыныч выступает в качестве любовника колдуньи Маринки.

   

Тим Аппензеллер. Драконы

Маринка – славянская ведьма в подлинном смысле этого слова: молодая, красивая, коварная, наделенная злыми чарами, способная приворожить кого угодно и превратить жертву во что угодно. Ее образ восходит к славянской богини зимы и смерти Марены. В конце былины Добрыня побеждает Змея Горыныча и расправляется с неверной Маринкой.

Чудовище озера Лабынкыр

Одним из знаменитых мест обитания знаменитых драконов является якутское озеро Лабынкыр. Здесь произошел случай с рыбаком, за которым погналось выбравшееся на берег озера чудовище. Рыбаку удалось бежать, однако от такого потрясения он скончался.

Озеро Лабынкыр расположено в Оймяконском районе и претендует на славу знаменитого шотландского озера Лох-Несс, известного предположительным нахождением в нем реликтового монстра Несси. По словам местных жителей, в озере Лабынкыр обитает чудовище, периодически пожирающее все живое, отдавая предпочтение оленям.

Начальник геологической партии Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР В.Твердохлебов во время экспедиции 1953 года заметил на озере реликтового плезиозавра с длиной тела 10 метров, темно-серого цвета. Твердохлебов в своих дневниках описал чудовище как свирепое существо.

В 1999 году на озеро отправилась экспедиция, организованная членами общественной организации «Космопоиск» под руководством В. Черноброва. Монстра обнаружить не удалось, однако экспедицией были зафиксированы на глубине гроты и пещеры, ходы от которых предположительно ведут к соседнему озеру Ворота, где также отмечали появление монстра. Вероятно, если какое-то крупное животное и обитает в глубинах озера, оно может, по-видимому, перемещаться из одного озера в другое по этим подводным путям.

Василиск

В Средние века василиск был известен повсеместно наряду с драконом и грифоном. Василиск – это дракон, чудовищный змей, а точнее – Царь змей с короной на голове, но с петушиной головой. Плиний Старший дал описание василиску в своей «Естественной истории». В отличие от других собратьев, василиск обладал сверхъестественной способностью убивать не только смертельным ядом, но и гипнотическим взглядом, от которого замертво падало все живое, сохли растения и растрескивались скалы. Единственным спасением от смертоносного взгляда считалось зеркало: стоило показать его василиску, и дракон погибал от собственного отражения. Это сближает василиска со змеедевой Медузой Горгоной, которая была умервщлена с помощью щита Персея.

Известно, что василиск никогда не появляется поблизости от тех мест, где растет рута, а крик петуха заставляет его исчезнуть. Это доказывает демоническую природу дракона.

                 

Поединок хорька с василиском. Гравюра Холлара. 17 век.

Большинство легенд о василиске связано с петухом. Только черный семигодовалый петух мог снести яйцо, из которого зарытого в горячий навоз и высиженного змеей, потом вылупится василиск.

Василиски селятся в пустынях, но они могут превратить в пустыню любую плодородную местность. Вокруг логова василиска чернеют и высыхают травы и деревья, становится ядовитой вода в источниках и реках, разрушаются даже скалы.

Таким образом, василиск символизировал смерть, силы зла и ужас.

Дракон озера Бросно

По словам очевидцев в озере Бросно Тверской области обитает чешуйчатая рептилия размером не менее пяти метров. Дракона ласково называют Бросней.

Считается, что данное существо обитает в озере не одно столетие. Согласно легендам, озерный монстр в 13 веке напугал монголо-татарское войско, шедшее на Новгород. Город был благодаря этому спасен.

В летописях говориться о «песчаной горе», которая иногда показывалась над озером.

Также существует загадочная история о том, как во время Великой Отечественной войны чудовище проглотило на лету немецкий самолет.

В наши дни также верят в существование Бросни и его водные прогулки.

                 

Всеволод Иванов. Хозяин озера

Однако есть скептики, считающие, что всему есть объяснение и не верят в существование Бросни.

Вместе с тем, все далеко не так просто. Озеро Бросно – доледникового происхождения, глубина его достигает 120-160 метров. Это одно из самых глубоких озер в Европе. Дно его неоднородно, изобилует яркими впадинами, пещерами. На этом месте пересекаются крупные геологические разломы. С точки зрения геофизики – место весьма загадочное и требующее изучения.