Рубрика: демоны

Огневица

Одна из двенадцати сестер-лихорадок, дочерей Ирода. Это болезнь в облике женщины, которая вызывает сильный жар. Действенным средством от нее служил добытый особым способом огонь, именуемый древесным. Огневица находилась в распоряжении лешего, которого нередко просили спасти от нее.

Иногда Огневицей называли скарлатину, при появлении которой собирали всех детей деревни прощаться с умершими от нее.

Трясавицы-лихорадки. Русская народная икона (Лубок). 

Озев

Озев – это болезнь, напущенная словами, недобрыми или не в пору сказанными. Чаще всего озевы упоминаются в заговорах. Оберегаясь от озевов различными средствами (ношением ладанок, опоясыванием сетью, заговором, крестом, молитвой и т.д.), а лечились травами, обрызгиванием водой, наговорами (нашептыванием на воду и уголек), заговорами и т.д.

 

Нестеров М. В. Больная девушка. 1928

Смерть в русском фольклоре

Высокая женщина в белом – традиционное и наиболее распространенное обличье смерти в русских поверьях. Подобное существо может прямо называться смертью, Белой Бабой, и соотноситься с марой, мороком, полудницей, русалкой.

Неодноплановость обликов смерти отмечена в некоторых поверьях. Смерть может являться в виде седого старичка, двенадцати белых котиков, неожиданно вбегающих в избу и поедающих хозяйский хлеб, трех цыплят, а также скелета.

Смерть может принимать обличья самых разных существ – персонификаций болезней.

Смерть может появляться в облике покойника, а также двойника человека.

 

Картина Жан-Франсуа Милле

Взаимоотношения людей и джиннов в некоторых сказках

Джинны в Аравии известны еще в доисламскую эпоху как неперсонифицированные божества, которых мекканцы считали родственными Аллаху. Однако верования в джиннов проникли в фольклор народов, исповедовавших ислам. Они представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут приобретать любую форму.

В арабской сказке о Сейф аль-Мулуке представлены и летающие, и плавающие джинны.

В татарских сказках джинны нередко связаны с водой, особенно с озером.

Так, в сказке «Зухра» джинн появляется перед девушкой в облике огромной черной змеи. Жил этот черный змей на дне озера. Вход туда вел через дверь, за которой начиналась лестница, ведущая вниз. В его владениях все из драгоценных металлов и камней. Проходя по лестнице домой, змей превращается в человека, а когда появляется из озера на землю, принимает облик змеи. Оказалось, что сам он из людей, джинны украли его еще ребенком. Однако со временем он сам стал их падишахом и не давал им вредить людям.

Героиня сказки выходит замуж за черного змея, они живут счастливо и имеют троих детей. Однако сказка заканчивается трагически. Когда девушка навещает родных, мать, не смирившаяся с тем, что дочь вышла замуж за джинна, коварно убивает его, отрубив ему голову. Дети героини и сама Зухра оплакивают джинна, похоронив его, а потом превращаются в знак скорби в птиц и летают по всему свету.

Иллюстрация к сказке «Зухра»

Малик

Это древнеарабское божество, почитавшееся в государствах Набатея, Пальмира и Самуд как добрый и благодетельный бог. Функции Малика не выяснены, в поздний период он отождествлялся с западносемитским богом Солнца Малакбелом, в мусульманской традиции выступает как языческий бог – владыка царской власти, дающий и отбирающий ее по своей воле.

В арабской мифологии наряду с богами существовали бесплотные духи, джинны. С принятием монотеистической религии их не перепутали между собой. Малик в мусульманской традиции продолжал оставаться языческим богом и не был причислен к категории злых духов. Название «Малик» созвучно слову «малаика», что по арабски означает «ангелы».

16 British library Iranian Angels around Adam
Description: Angels paying homage to Adam watched by Iblis (Satan). A miniature painting from a sixteenth century manuscript of Majalis al-‘ushshaq (‘The Assemblies of the Lovers’).
Title of Work: Majalis al-‘Ushshaq.
Author: Kamal al-Din Husayn Gazurgahi
Illustrator: —
Production: Shiraz, Iran, c.1560

Ангелы, кланяющиеся Адаму — персидская миниатюра (неизвестный автор, ок. 1560, Шираз, Иран)

Бади аль-Джамаль

Герой арабской сказки О Сейф аль-Мулуке в прекрасном дворце встретил девушку, которую в свое время, приняв вид облака, украл джинн из водоема и полетел между небом и землей. Этот джинн оказался сыном Синего царя джиннов, который жил в крепости Кульзум, и которому были подвластны воздушные и водные джинны. Девушку звали Девлет-хатун и она назвала ту девушку, в которую в свое время, увидев ее изображение на кафтане, влюбился и искал главный герой. Ее звали Бади аль-Джамаль, и была она девушкой-джинном. Сама Девлет-хатун была рождена в царском саду, и в это время в том же саду родилась и Бади аль-Джамаль от матери-джинна. Мать Девлет-хатун вскормила ребенка джиннии. Джинния и ее дочка провели в саду два месяца и улетели к себе. Потом джинния с дочкой прилетали к ним каждый год.

Джинны в Аравии известны еще в доисламскую эпоху как божества, джиннам приносили жертву, к ним обращались за помощью. Джинны созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Джинны действуют в народных преданиях и верованиях, выступая как пережиточные формы домусульманских мифологических представлений. Так как признавалась возможность интимных связей между людьми, главный герой сказки Сейф аль-Мулук женился на прекрасной джиннии Бади аль-Джамаль.

 

Иллюстрация Гонсало Ордонеса Ариаса. Джинния

Подкустовник

Это лесной дух, обитающий в кустарнике. Его должны остерегаться люди, ходящие в лес, по ягоды. Некоторые ягоды, которые были на виду, люди не могли взять (демон шалил), а другие ягоды, которые подворачивались и люди могли их собрать, были закляты подкустовником так, что у людей потом начинались проблемы. Этого лесного духа отгоняли заговорами и молитвами.

 

Картина Юона К.Ф. Куст бузины

Лауме

В восточно-балтийской мифологии первоначально богиня родов и земли, позже – злой дух, ведьма, летающая по небу. По ночам Лауме душит спящих, вызывает кошмары, подменивает родителям детей, прячет конец нити у прях. В Лауме можно видеть трансформированный образ жены громовержца Перкунаса, наказанной мужем за измену и низвергнутой на землю.

Согласно поверьям, Лауме рядится в различные одежды: если Лауме одевает зеленое платье – это предвещает хороший урожай – роскошную зелень на лугах и нивах, если она показывается в красном платье – это предвещает жестокую войну – убийства и пролития крови, а если в черном – это знаменует приближение голода и мора.

Резьба по дереву Даля Сакалены.

Глэйстин

В фольклоре жителей острова Мэн злой дух, являющийся в обличье привлекательного, хорошо одетого молодого человека с пышными кудрями, которого нетрудно узнать по остроконечным, как у лошади, ушам. В любой момент он может превратиться в коня и утащить свою ничего не подозревающую жертву в море, чтобы разорвать жертву на куски.

Есть легенда о том, что девушка осталась дома одна. Ее отец отправился на рынок продавать рыбу, а ей велел запереться и не открывать, пока в дверь не постучат три раза. Вечером начался шторм, а отец не возвращался. Неожиданно в дверь трижды постучали. Девушка открыла и в дом вошел насквозь промокший прекрасный незнакомец, который попросил позволения обогреться у огня. Когда незнакомец заснул, девушка заметила у него заостренные кверху уши и поняла, что это злобный глэйстин, который в любой момент может обернуться лошадью, утащить ее на дно моря и там разорвать на куски. Девушка надеялась, что он не проснется до рассвета и сидела неподвижно. Но неожиданно незнакомец проснулся и, вытащив жемчужное ожерелье, помахал им перед девушкой. Та оттолкнула глэйстина, но он схватил ее за рукав. Девушка закричала, ее крик разбудил петуха, который начал кукарекать. Незнакомец мгновенно исчез, а потом и вернулся отец девушки.

 

Иллюстрация Яны Хейдесдорф

Желтея

Желтея – одна из лихорадок, дочерей Ирода. Желтея похожа  на желтый цвет в поле, т.е. желтит, иссушает человека. По В. Далю, Желтыня  — мать лихорадок, семи дочерей Ирода: желтой, зеленой, нутреной, дутой, студеной, рыкающей, огненной. Сожигая тело, Желтея дает ему цвет желтый.

Св. Сисиний, икона XVII в.