Рубрика: демоны

Гюль-ябани

У тюркских народов гюль-ябани – злой дух, живущий в степи или на кладбище. По ночам он любит ездить на лошади, запутывает ей гриву. У таджиков считается, что гюль-ябани обитает в пустынных местах либо в горных лесах. Он человекоподобен, но отличается крупными размерами, покрыт серой либо черной шерстью, имеет когти на ногах и на руках. С людьми разговаривает человеческим голосом. Образ гюль-ябани восходит к образу гуля в мусульманской мифологии. Гули – ночные существа, живущие на кладбищах, в развалинах и прочих глухих местах. Иногда их изображают как умерших людей, долго спящих в тайных могилах. Потом они пробуждаются, выходят на поверхность и поедают как живых, так и мертвых. Гули персонифицируют тайные страхи человека в пустыне. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов. Такое существо выходит замуж за ничего не подозревающего мужчину, который и становится жертвой.

Согласно преданиям, в пустыне Руб-эль-Хали располагался легендарный город Колонн Ирэм, упоминания о котором сохранились даже в доисламских источниках. Этот город был уничтожен по воле аллаха, однако развалины этого города часто упоминались в легендах. Этот город был местообитанием джиннов и гулей, которые продолжали жить в его развалинах.

Гуль Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Навной

Навной – дух людей, появляющийся в доме и наваливающийся на людей. Навной также является домовым духом, ночью указывающий людям на перемены в их судьбе. Он часто показывается в облике призрака, тени, но при этом оставляет весьма материальные следы – синяки на теле человека, что может предвещать болезнь либо смерть. В названии «навной» прослеживается связь со словом «навь», означающее «мертвец», «покойник», а также сам загробный мир (мир Нави). Это может свидетельствовать о связи навного с культом предков.

Иллюстрация Надежды Антиповой

Попутчица-призрак

Одной из самых распространенных легенд о привидениях является легенда о попутчице-призраке. Как правило, это красивая девушка, появляющаяся поздней ночью, стоя на краю пустынной дороги. Это привидение одето в белое. Водитель останавливается и спрашивает, может ли он чем-нибудь помочь, или куда девушке нужно доехать. Она отвечает и обычно это тот самый город, который нужен водителю. Когда водитель приезжает по адресу, названному девушкой, останавливает машину и оборачивается назад, то замечает, что девушка исчезает. Тогда водитель звонит в дверь указанного дома. Ему отвечают либо женщина либо мужчина. Водитель рассказывает им о том, что произошло, на что ему объясняют, что эта девушка – их дочь, убитая некоторое время назад, и что сегодня ночью как раз годовщина ее смерти. Она была убита или погибла в аварии на том самом месте, где ее встретил водитель. Также он узнает, что каждую годовщину со дня смерти призрак девушки пытается прийти домой. Ему показывают фотографию девушки и он окончательно убеждается, что это именно та, которую он подобрал на дороге.

Легенда о попутчице-призраке, возможно происходит из Европы.

В фольклоре народов Азии попутчица-призрак предстает в образе молодой женщины, которую мужчина провожает в дом ее родителей. Она идет за ним, но когда они приходят на место и мужчина оборачивается, женщина исчезает.

В 1989 году вышел фильм «Врата ада», снятый режиссером Уильямом А. Леви. В нем используется легенда о прекрасной попутчице-призраке, трагически погибшей. В руках ожесточившегося Лукаса, который стремится отомстить за смерть дочери, кристалл, обладающий способностью воскрешать мертвых, становится чудовищным орудием. С его помощью Лукас создает целый город привидений. Судьба распоряжается так, что в этот страшный город попадает компания молодых людей, которые сначала встречают попутчицу-призрака, несущую опасность.

     

Обложка к фильму «Врата ада»

Зана э Малит

Зана э Малит  —  в албанской мифологии фея горы. Согласно поверьям, у каждой горы была своя Зана. Она выступала в образе красивой девушки, купающейся голой в горных потоках. Зана – очень грозный противник, который может оказывать свое покровительство воинам. В албанской культуре даже существует выражение «храбр как фея».

Некоторые источники связывают происхождение названия Зана от латинской богини Луны Дианы.  Это может сближать албанскую Зану с румынской прекрасной феей Иляной Косынзяной. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

     

Иллюстрация к румынским сказкам

Предзнаименования смерти

В каждой культуре существуют свои предзнаименования смерти.

Ими могут быть какие-нибудь природные явления, как скопление туч, буря, ураган, неожиданно поднявшийся сильный ветер.

Часто дурным предзнаименованием считается появление черных птиц (грачей, ворон, сов), появляющихся в деревне и садящихся на тот или иной дом. Предупреждением о надвигающейся смерти может быть битье голубя в окно.

Завывание собак, являющихся стражами подземного мира и проводниками душ умерших, означает приближающуюся смерть кого-то из тех, кто живет поблизости.

К числу предзнаименований смерти относятся привидения и фантомы. Например, появление фантомов лодок, автомобилей, поездов может означать, что они прибыли за душами умерших.

Предвестниками смерти считаются и различные явления, так или иначе связанные со свечением, например блуждающие огоньки, имеющие голубоватое свечение, наблюдающееся на кладбищах.

Лично для меня очень дурным предзнаименованием является появление где-нибудь белых или желтых хризантем. Не смотря на то, что я обожаю эти прекрасные цветы, почему то встреча с ними не сулит мне ничего хорошего.

Мэри с Воскресенского кладбища.

В Чикаго распространена легенда о призраке – прекрасной голубоглазой блондинке в белой одежде, появляющейся перед людьми с 1934 года. Считается, что эта девушка по имени Мэри похоронена на Воскресенском кладбище, расположенном на окраине Чикаго. Согласно легенде, Мэри погибла в автомобильной катастрофе ночью 1934 года, возвращаясь с танцевального вечера, проведенного в танцевальном зале О. Генри. Водители рассказывали, что одетая в бальное платье девушка пыталась вспрыгнуть на капот движущегося автомобиля или что девушка в белом внезапно появлялась на дороге и просила подбросить ее до заведения О. Генри. Когда зал закрывался, девушка просила кого-нибудь подвезти ее домой, но будто бы исчезала из машины, когда та проезжала через Воскресенское кладбище. Или же она просила водителя остановиться у кладбища, где выходила и проходила сквозь запертые ворота.

После реконструкции Воскресенского кладбища в середине 1970-х годов легенды о ней получили еще большее распространение. Ее видели и подсаживали в машину во многих окрестных местечках, и она всегда просила водителя ехать мимо кладбища.

Виктор Борисов-Мусатов. Призраки

Босоркань

Босоркань – в венгерском фольклоре ведьма, имеющая облик безобразной старухи, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью). Она может вызывать засуху, наслать порчу на людей и животных, например, портит молоко коров. Босоркань вредит людям преимущественно ночью, время их особой активности – Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

В румынском фольклоре босоркань сближается с вампирами – стригоями и мороями, которые также имели черты ведьм, вредящих младенцам, скоту и урожаю.

   

Марка Украины «Железноносая босорканя». Художник Владислав Ерко. 2012 год

В славянском фольклоре босоркань сближалась с упырицами, ведьмами, крадущими молоко у коров, демонами, осуществляющими подмену детей.

Бука

Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают детей, обитающее в пустых постройках и лесной глухомани. Представления о буке распространены повсеместно. Описания его расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов, хватает, уносит и пожирает детей.

Черный лохматый бука может быть персонификацией ночного морока, опасности и страха. Само слово «бука» создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного. По некоторым характеристикам бука сходен с домовым. Помимо буки-морока и буки-домового (покойника, смерти, судьбы) существует еще и бука-пожиратель, являющийся страшным персонажем и гибельным для детей. Бука может сближаться с ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Наименование «бука» считают и производным от славянского «букати», что означает «реветь, плакать, урчать».

В русских поверьях 19-20 вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище, таинственном существе, персонификации морока, страха, некоей таинственной силы, которая может появится где угодно, чаще в особо опасных местах (в лесной глухомани, заброшенном доме), в особо опасное время (ночь).

В рассказе Стивена Кинга «И пришел бука» в шкафу главного героя жил бука, представляющий опасность для всех членов семьи.

     

«Приход Буки» (Aquí viene el Coco) рисунок Гойя1797 год

Лупгару

В Вест-Индии было распространено верование в существование вампиров, которое было перенесено с берегов Гвинеи и Конго. Обитатели Вест-Индии верили в то, что лупгару – человеческие существа, чаще всего старухи, которые входят в сговор с дьяволом, по которому он дает им определенную магическую силу при условии, что каждую ночь они будут поставлять ему некоторое количество теплой густой крови. Каждую ночь лупгару направляются к оккультному дереву, и там, выйдя из собственной кожи, которую они хорошо прячут, и приняв облик огненного шара, они катятся пить кровь людей. Делают они это до самого рассвета. Двери и засовы – не преграда для них, но если перед домом рассыпать рис, лупгару остановится и будет собирать его по крупинке, пока его не застанет рассвет.

   

Иллюстрация Брин Мезени

Также если человеческая оболочка, которую они тщательно прячут, будет найдена, ее нужно быстро схватить и растолочь в ступке с перцем и солью. Тогда вампир не сможет принять человеческий облик и бесславно закончит свою жизнь. Лупгару чувствуют собаки и если они лают на человека без причины, то есть основания полагать, что человек заражен вампиризмом.

Огненные шары

Огненный шар – это существо, светящееся как огонь и сжигающее как пламя, а также нечистый дух, проклятый в облике огненного шара.

В поверьях многих областей в России огненный шар выступает формой существования или свидетельства присутствия нечистых духов, особенно черта.

Также в поверьях русского народа огненные шары выступают видом свадебной порчи. Обычно это шары, переливающиеся всеми цветами радуги: зеленый огонь, красный огонь, синий огонь, желтый огонь…

     

      Getty Images