Skip to content
Рубрика: демоны
Нечистой силой в самых разнообразных, переливчатых и неуловимых формах насыщен окружающий крестьян мир. Она гнездится в излюбенных ею местах – лесных и болотистых, близи и вдали селений, оборачивается людьми, зверями, птицами, гадами, издает страшные звуки, поизводит необыкновенные движения, зажигает огни на местах своего пребывания.
Стремясь проникнуть везде и всюду, нечистая сила заходит в жилые помещения ночью, когда все улягутся спать. Она забирается в избу по трубе или другому отверстию, оставленному открытым и не огражденному крестом.
Кроме крестного знамения, молитв, молебнов, святой воды, от нечистой силы ограждали многочисленные заговоры. Нечистые не любят определенного рода растения и травы (чертополох, плакун-траву, петров креста, адамовой головы, одоленей…).
Нечистыми местами в фольклоре считаются либо места пребывания нечистой силы, либо ее обиталища. Эти места, как правило, опасны для человека и не несут ничего хорошего.
Нечистыми бывают глухие места, в которых испытываешь что-то особенное, жуткое. Таковы, например, лесные овраги, омуты у речек, запустелые здания; или места, где совершилось какое-либо ужасающее обстоятельство: удавление, самоубийство и что-нибудь подобное.
Нечистые места опасны и неприглядны. Нечистыми местами являются пустые бесплодные места или пропасти, болота или вообще неудобные места, поросшие кустарником, обиталище нечистой силы – болото – может именоваться жировищем.
Дохристианские сверхъестественные силы, ставшие нечистыми, но сохранившие многие свои исконные характеристики, были разнообразными были разнообразными силами окружающего людей мира; силами плодородия, дарующего жизнь, или наоборот, силами уничтожения. Это силы земли, леса, воды, а также колдовские, таинственные силы, подвластные волхвам, ведьмам; стихийные силы судьбы.
Вода, земля в веровании и поверьях часто предстают живыми, наделенными чувствами и волей, испускающими разнообразные влияния, воздействующими на жизнь людей. В то же время они населены различными существами, которые могут распоряжаться лесными и водяными силами и тоже влияют на бытие человека.
Это один из обликов домового, который является в виде тени на стене. Постень – это и домовой-тень, и одновременно домовой-кошмар, злой дух, который наваливается на человека во сне, а также часто приходит к людям во время болезней. Входит он в щель окна, либо форточку. Сразу начинает давить грудь.
В русском фольклоре тень считалась призраком, привидением либо двойником, а также персонификацией болезни.
Тень являлась своеобразным двойником человека, иногда соотносимым с домовым духом.
Часто тень ассоциировали с болезнью, вызывающей сухость.
Избавлялись от данной болезнью с помощью обрядов, а также с помощью отпаривания, употребления просфор.
В славянском фольклоре памха – это олицетворение беды или напасти. Памха может быть также эпидемией.
Памхой могут именовать нечистую силу – неопределенного облика существо, сходное с лешим и чертом. Такое существо приносит беды и представляет собой персонифицированную напасть.
Это нечистый дух полдня в русском фольклоре.
Бес, появляющийся в полдень, является персонификацией полдня.
Наряду с ночью полдень считался опасным периодом. В это время старались спрятаться, закрыть двери, ставни (и в полдень, и в самую жаркую пору дня).
Согласно поверьям, полуденный бес мог забраться в колыбель и причинить вред ребенку.
Страшные существа – полудницы считались его детьми. Полудница – это русалка, дух полдня, опасная для появившихся в полдень в поле.
Полудница. Иллюстрация Лидии Магоновой
Полуверица – существо в облике заклятой, проклятой, похищенной, пропавшей без вести женщины.
Полуверица имеет человеческое обличье, но попадает под вид нечистой силы и считаются чем-то средним между нечистыми духами и людьми. В поверьях также полуверицами могут называться существа, близкие к нечистой силе, оборотни.
Полуверицы также могут ходить на богомолье, но двигаться словно бы под землей, выходить из ямы. Обитание под землей – существенная черта, которая может отличать полувериц, живущих невидимо в ямах, курганах и канавах.
Полуверицы чаще всего изображались в красных одеждах (сарафанах и шали). Красный цвет в славянском фольклоре неоднозначен. С одной стороны, это цвет жизни, плодородия, с другой стороны это цвет крови, боли и насилия, а также потусторонних сил, хтонических и демонических существ. Данный цвет свидетельствует о присутствии колдовских чар.
Полуверица оторвана от людей, но не принята в сонм нечистой силы. Пока ее участь не определена окончательно, она скитается, не находя покоя.
Застрявшие между двумя мирами – нашим и потусторонним, полуверицы могут и вернуться к людям, и навсегда затеряться среди нечистой силы. Вернуть полуверицу непросто: сначала необходим поймать ее, а затем накинуть на нее разрушающий проклятье и заклятье крест. Вернуть полуверицу может и колдун, а также молитвы родных, молебны.
Полуверицы могут отождествляться со злым духом русского фольклора – Красной девой. Этот дух заманивает людей и детей в лес.
Картина Малявина Ф.А.
В верованиях русских крестьян определенные пространства могут соотноситься с местами концентрации разнообразных сверхъестественных сил. Прежде всего, это вода, занимающая особое место в верованиях восточных славян. Вода – естественное местообитание водяного, русалки, но кроме них, лихорадок, черта и даже лешего. По мнению русских крестьян, черт боится огня, а в воде селится. Нечистая сила вообще любит воду и не упускает возможности поселиться в ней.
Часто леший и разнообразная нечисть обитают, показываются в таком опасном, двойственном месте (ни вода, ни земля) месте как болото.
Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото – опасное, неопределенное (ни вода, ни земля) место, излюбленное нечистой силой. Согласно общерусским поверьям в болоте селили бесов, водяного, лешего. За болотом лес подальше от селений и продается дешевле, так как люди, покупавшие этот лес, имели неприятности.
В огромном моховом болоте неоднократно видят русалок, которые, расчесывая длинные волосы, кличут себе путников на разные голоса и губят оплошавших. Моховые болота считались нечистыми, заколдованными, проклятыми местами. Часто люди видели зажженные огоньки на трясине, — то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото, и умерших преждевременной, напрасной смертью.
Также болото является типичным местом действия рассказов о черте.
Фёдор Александрович Васильев.
«Болото в лесу. Осень».
В русском фольклоре это нечистая сила, появляющаяся в виде видений и привидений.
В заонежской быличке упоминается греза. Молодой парень убежден, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако эту девушку, кроме него, никто не видит. Мать парня испугалась и пошла по ворожеям, одна из которых порекомендовала ей понатыкать иголочки от порога до кровать, а затем освятить их крестом.
Пришедшая греза в виде девушки явилась к парню и наткнулась на одну из иголок, а затем, громко закрича, пропала. Это была не девушка, а нечистая сила.
В японском фольклоре есть очень опасный демон-ёкай – Адзуки-баба, имеющий вид уродливой старухи, моющей в реке красную фасоль. Она появляется только в сумерки, особенно в туманные и дождливые осенние вечера.
Одета она в белое и поет сиплым противным голосом. Когда люди случайно встречают ее и чудом спасаются после встречи с ней, они рассказывают о жутком белом сиянии, видном сквозь густую пелену тумана.
Встреча с ней заканчивается гибелью людей.
Следует отметить, что белый цвет одежд призраков в японском фольклоре является традиционным для юрэев японской мифологии, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение. Не исключено, что Адзуки-баба может относиться к их категории, так как при жизни могла погибнуть по вине близких ей людей, плохо обращавшихся с ней.
Красная фасоль, которую моет в реке ведьма, тоже может иметь символическое значение. Красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.
Иллюстрация Мэтью Майера