Рубрика: уральский фольклор

Хозяйка Медной горы и Танюшка в сказе П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

В сказах П.Бажова образ Хозяйки Медной горы (Малахитницы) мифологического персонажа легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, самый яркий из всех образов уральского фольклора. Ее любовь не приносит человеческого счастья и часто приводит к гибели.

В сказе П. Бажова «Медной горы хозяйка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается его соблазнить. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой.

В наследство Танюшке досталась малахитовая шкатулка, подаренная Малахитницей.

Вскоре к Насте пришла женщина-странница, обучившая Танюшку рукоделию, которым девушка смогла обеспечивать семью.

Однако тот, кто видел Танюшку, влюблялся в нее. Герои сказа молодой барин и Поротя потеряли от нее голову и стали несчастными людьми. Танюшка становится роковой женщиной, ведущей людей к гибели.

                                 

Художник Галина Назаренко

Странница оказалась Хозяйкой Медной горы, которая потом забрала девушку с собой. Танюшку больше никто не видел. Скорее всего, она стала помощницей Хозяйки Медной Горы.

«Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали.»

                             

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

В связи с тем, что богиня Венера связана с медью, образ Малахитницы ассоциируется с данной богиней. Однако в Хозяйке Медной горы больше присутствуют не черты богини любви, а богини земли, либо богини подземного мира. Малахитница выступает хтоническим персонажем, в услужении которой находятся такие же хтонические существа, как земляная кошка, указывающая на подземные клады, Огневушка-Поскакушка — персонификация подземного огня и предвестница появления золота, девка Синюшка – персонификация болотного газа, которая живет в колодце под землей. Следовательно, Хозяйка Медной горы может ассоциироваться с богиней подземного царства.

В сказе П. Бажова Танюшка не является дочерью Малахитницы, однако Насте она становится чужой. Кроме того, у Танюшки один лик с владычицей горы. Поэтому прослеживается мотив матери и дочери, имевший место в других религиях.

Малахитница может ассоцииироваться с греческой богиней Деметрой, а Танюшка с Персефоной. Повелитель царства мертвых Аид похитил и увез Персефону в свои чертоги, разлучив ее с матерью Деметрой, однако последней удалось добиться того, чтобы ее дочь пребывала в царстве Аида осень и зиму, а весну и лето проводила с матерью.

                     

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон

В «Фастах» Овидия описана римская версия мифа об утерянной дочери Цереры Прозерпине, или Персефоне. После похищения Прозерпины Плутоном безутешная мать покинула небесные чертоги и поселилась у входа в Тартар, который являлся глубочайшей бездной, находящейся под царством Аида. Подземелья Аида могут ассоциироваться с пещерами Медной горы, в которых поселилась Малахитница. Поэтому образ Цереры может быть близок с образом уральского персонажа.

             

Похищение Персефоны. Картина Луки Джордано

В сказе П.Бажова Малахитница также добивается возвращения своей дочери, но в свой потусторонний мир, находящийся в недрах горы, в котором людям нет места, а Танюшке неуютно жилось среди людей в нашем мире и она ждала с помощью памятки, которую подарила ей странница (Хозяйка Медной горы), возвращения в мир, который ей был роднее, чем мир людей. В конце сказа Танюшка превращается в такое же хтоническое существо, как и Малахитница.

Полное собрание произведений Павла Бажова, в которых упоминается Хозяйка Медной горы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/163907/?lfrom=515650664

 

Хозяйка Медной горы и похожие на нее образы в других культурах

Хозяйка Медной горы (Малахитница) является мифологическим персонажем легенд Уральских горняков, Гумешевского рудника, которая получила известность благодаря сказам П. Бажова.

Она предстает в образе красивой женщины с волосами цвета воронова крыла, зелеными глазами и платье цвета малахита. Встреча с ней не предвещает человеческого счастья и часто приводит к гибели. Она благоволит только свободолюбивым и смелым рабочим и помогает им, одаривая их богатствами, находящимися в горах. Однако впоследствии эти богатства не приносят молодым людям счастья, они рано умирают, а ее проклятье передается дальше через поколения.

                           

Вячеслав Назарук картины, иллюстрации. Хозяйка Медной горы

Недалеко от Гумешевского рудника расположена гора Азов, дух которой – девка Азовка, часто ассоциируется с Малахитницей.

Однако принадлежность Хозяйки Медной горы к уральскому фольклору, либо финно-угорскому не точна. На уральских заводах часто хозяевами были немцы, либо шведы, поэтому образ может происходит из германоязычного фольклора, так как поведение Малахитницы сходно с поведением немецких и скандинавских горных «принцесс».

Прежде всего следует отметить, что подобные духи либо существа встречаются там, где расположены горы.

Одним из таких примеров служат сказания о немецком средневековом поэте миннезингере Тангейзере, в частности, предания о горе Герзельберг, расположенной неподалеку от Вартбурга, в Тюрингенском Лесу. Эта гора была местом обитания мифической фрау Холле, являющейся покровительницей сельского хозяйства, а также госпожой снежных бурь и вызывает метели. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» фрау Холле помогает трудолюбивым хозяйкам и наказывает строптивых. Также фрау Холле покровительствует умершим некрещенным младенцам и защищает их души после смерти. Данный персонаж имеет черты скандинавской богини Фригг, жены верховного бога Одина и ведет происхождение от древней богини земли, возможно древнегерманской богини Нертус, упоминаемой Тацитом.

                           

Хольда — добрая защитница (1882) Фредерика Вильгельма Гейне

Однако позже фрау Холле в сказаниях о Тангейзере представлена как богиня Венера, а гора Герзельберг называется горой фрау Венус. Тангейзер становится любовником Венеры и живет с ней 7 лет в горе, губя свою душу, так как сожительство являлось грехом.

                             

Картина Джона Коллиера к опере «Тангейзер»

В сказе П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Малахитница влюбляется в Степана и пытается удержать его у себя в недрах горы. Однако он честно ей говорит, что собирается женится на девушке Насте. Хозяйка Медной горы за прямоту наградила Степана и помогла ему и его невесте стать свободными. Однако любовь этого существа счастья не приносит: Степан умер рано, оставив Настю вдовой с детьми на руках, а дочь Степана Танюшка стала похожей на Хозяйку Медной горы, так как влюбившаяся в Степана Малахитница наделила девочку своей красотой, в результате чего Танюшка вскоре безжалостно покинула родных и ушла к  Хозяйке Медной горы.

                                 

Художник Галина Назаренко

Необходимо отметить, что элементом Венеры является медь, а Малахитница тоже связана с данным металлом. Поэтому Хозяйка Медной горы и ассоциируется с богиней Венерой.

                             

Отто Книлле – Венера и Тангейзер

В произведении Г. Ибсена «Пер Гюнт» главный герой женится на Зеленой деве, дочери горного короля троллей, а затем покидает ее, предпочитая наш мир потустороннему. Зеленая дева также может являтся параллельным образом Хозяйки Медной горы.

Зимний персонаж фрау Холле может соотносится с героинями сказок Андерсена Снежной королевой и Ледяной девой.

Чертоги Снежной королевы располагаются на Севере, в Лапландии. Королева бездушна и безжалостна: превращает в лед все живое. Ее чертоги напоминают загробный мир. Она, подобно Малахитнице пытается удержать у себя мальчика Кая, сделав его своим помощником.

                         

Иллюстрация Елены Ринго к сказке
«Снежная Королева

Ледяная дева тоже является персонажем северного фольклора, ее чертогами были пещеры в альпах.

«Словно быстрый водопад, застывший в воздухе неровными зеленоватыми стеклянными глыбами, блещет глетчер; одна ледяная скала громоздится на другую. А в глубине пропастей ревут бурные потоки, образовавшиеся из растаявшего снега и льда.. Глубокие ледяные пещеры и огромные ущелья образуют там диковинный хрустальный дворец — обиталище Девы Льдов, королевы глетчеров. Губительная, уничтожающая дева — наполовину дитя воздуха, наполовину могущественная повелительница вод. Она перелетает с одного острого ледяного уступа горных вершин на другой с быстротой серны, тогда как смелейшие горные проводники должны вырубать себе здесь во льду ступеньки. Она переплывает ревущие потоки на тонкой сосновой веточке, перепрыгивает со скалы на скалу, причем ее длинные, белые, как снег, волосы и зеленовато-голубое, блестящее, как воды альпийских озер, платье развеваются по ветру.

— Раздавлю, уничтожу! Здесь мое царство! — говорит она. — У меня украли прелестного мальчика; я уже отметила его своим поцелуем, но не успела зацеловать до смерти. Теперь он опять между людьми, пасет коз на горах, карабкается вверх, все вверх, хочет уйти от других, но от меня ему не уйти! Он мой, я доберусь до него!

И она просила Головокружение помочь ей: самой ей становилось летом слишком душно среди горной растительности, где благоухает мята. Головокружения же носятся тут целой стаей: их ведь много сестер. Дева Льдов и выбрала из них самую сильную, властную и в домах, и на вольном воздухе. Головокружения сидят по перилам лестниц и по перилам башен, бегают белками по краю скал, спрыгивают, плывут по воздуху, как пловцы по воде, и заманивают своих жертв в пропасть. И Головокружение и Дева Льдов хватают людей, как полипы хватают все, что мимо них проплывает. Так вот Головокружению-то Дева Льдов и поручила поймать Руди.»

В конце сказки Ледяная дева губит полюбившегося ей юношу, наградив его своим смертельным ледяным поцелуем.

       

Ганс Христиан Андерсен. Дева льдов [Лоренц Фрюлих]

Образы Снежной королевы и Ледяной девы восходят к древне-скандинавской инеистой богине Скади, представляющей зиму и лед и являющующейся супругой бога Ньерда. Однако согласно саге об Иглингах она родила детей от верховного бога Одина.

Встреча с Хозяйкой Медной горы, Снежной королевой, Ледяной девой не может сулить ничего хорошего для героев. Законы потустороннего мира, по которым живут данные персонажи, губят представителям земного мира. Символы льда и камня в произведениях представляют холодную сущность, враждебную всему живому, а также ассоциируются с миром мертвых, в котором живому человеку лучше не оказываться, так как он либо погибнет либо его жизнь будет лишена человеческого счастья.

Произведения Павла Бажова, в которых часто упоминается Хозяйка Медной горы, можно приобрести здесь https://www.litres.ru/5961788/?lfrom=515650664

Девка Синюшка

В русском фольклоре синий цвет был идентичен черному. Синец – одно из названий беса. Синий принадлежал к темному или иному таинственному миру. Синюю кожу, кровь, либо одежду могли иметь леший, водяной, болотные, подземные духи.

Синие одежды носила бабка Синюшка, уральский персонаж, персонификация болотного газа. Там, где она появлялась, находились слитки золота. Однако оно не доставалось корыстным людям, а попытки завладеть им могли закончится гибелью. Бабка Синюшка по своему поведению могла быть родственна Бабе-Яге.

В сказах Павла Бажова Синюшка, как и другие мифические персонажи, как Голубая змейка, Земляная кошка, Серебряное копытце и Огневушка-Поскакушка, могла быть в услужении у Хозяйки Медной горы, являющейся хтоническим существом поверий горнодобытчиков Урала.

           

           Андрей Шишкин. Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы имела внешность красавицы с волосами цвета воронова крыла и зелеными глазами в зеленом малахитовой платье.  Образ данного персонажа мог восходить к западно-европейскому фольклору, так как приисками владели немцы и шведы, в поверьях которых встречались горные феи, близкие по функциям к Хозяйке Медной горы. Ее необычная внешность сводила молодых людей с ума, а встреча с ней человеческого счастья не приносила и была гибельна. Видимо, она жила по законам потустороннего мира, а проникнувшим в данный мир приходилось очень плохо.

                                 

Картина Галины Назаренко.

Однако Синюшка не уступала Хозяйке Медной горы ни в красоте, ни в представляющей опасности. Молодым и удалым парням она являлась в образе белокурой и голубоглазой красавицы. У кого не было корысти, она награждала золотом. Однако после встречи с ней парня овладевала тоска и он не мог забыть голубоглазую красавицу.

В сказе П.Бажова «Синюшкин колодец» парень с простой душой, лишенный корысти, получает от Синюшки золото, но не может забыть образ синеглазой красавицы и тоска овладевает им.

                               

Г. Назаренко «Редко так-то бывает»

(к сказу «Синюшкин колодец»)

Тогда судьба ему присылает девушку с внешностью Синюшки и парень женится на ней. Видимо, Синюшка и подослала ее к нему.

«С этой девчонкой Илюха и свою долю нашел. Только ненадолго. Она, вишь, из мраморских была. То ее Илюха и не видал раньше-то. Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок по нашему краю нет, а женись на такой — овдовеешь. С малых лет около камню бьются — чахотка у них.

Илюха и сам долго не зажился. Наглотался, может, от этой да и от той нездоровья-то.»

                                 

А.Ковалев. Синюшкин колодец

Синюшка принесла гибель не только корыстным людям, но и  молодому человеку, отказывавшемуся принимать от нее золото, сначала заставив тосковать его по своему образу, а затем сведя его судьбу с девушкой с подобной ей внешностью, которая оказалась больна неизлечимой в то время болезнью.

Это и сближает ее с Хозяйкой Медной горы, ломающей судьбы людей и приносящей беды и разочарования.

Потусторонний мир, в котором обитают существа, подобные Хозяйке Медной горы и Синюшке, имеет свои законы. Даже если он благоволит людям, которые заслужили это, все равно несет гибель. Выводом может служить только то, что людям следовало остерегаться заступать на территорию этого мира.

Полное собрание сказов Павла Бажова можно приобрести здесь https://www.litres.ru/163907/?lfrom=515650664

Огневушка-поскакушка

Огневушка-поскакушка является одним из ярких персонажей сказов П.Бажова, выступая предвестницей залежей золота.

Она представляет из себя танцующую девочку с огненно-рыжими волосами и в голубом сарафанчике. По тем местам, где Огневушка-Поскакушка плясала, находили золото.

     Галина Назаренко. Поскакушка.

В произведениях П.Бажова мистические персонажи, такие как земляная кошка с фосфорными ушами, Серебрянное копытце, девка Синюшка, Голубая змейка и Огневушка-Поскакушка находятся в услужении главного хтонического персонажа Хозяйки Медной Горы. Огневушка-Поскакушка олицетворяет собой подземный огонь, необходимый для возникновения месторождений золота.

Имя Огневушка-Поскакушка соотносится с именем одной из лихорадок – Девицей-Огневицей, одной из трясовиц-лихорадок, дочерей Ирода которая обжигает и палит страждующего.

Трясавицы (дочери царя Ирода, персонификация лихорадок) со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Русская народная икона (Лубок). Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург. Иллюстрация из книги «История русской литературы», под редакцией Е.В. Аничкова, А.К. Бороздина и А.Н. Овсянико-Куликовского — Москва, 1908

Этот персонаж имеет безусловно языческое происхождение. На это указывает его взаимосвязь с золотом и огнем, а также обрядовой пляской. Огневушка может вести происхождение от Золотой Бабы, идола, которому поклонялись финно-угорские народы. У манси она называлась Сорни Най, что означает «золото-огонь».

Золотая Баба. Сорни Най.

Хотелось бы отметить, что означает внешность Огневушки-Поскакушки. Рыжий цвет волос, безусловно, указывает на горящий огонь. А голубой сарафан может означать тот факт, что танцующие языки пламени могут принимать разные оттенки, например, голубые, которые могут указывать на месторождения золота.

Приобрести полное собрание уральских сказов, в которых упоминается образы Хозяйки Медной горы и Огневушки-Поскакушки можно здесь https://www.litres.ru/140301/?lfrom=515650664

Что означают цвета в славянском и русском фольклоре.

 

По цветам, присутствующим в облике существ фольклора, можно судить и о значении данных цветов.

Большое значение имеет белый цвет.

Белый цвет волос, одежд, шерсти существ русского фольклора характеризует их как существ, обладающих особыми силами и принадлежащими иному миру. Белый цвет устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

В фольклоре упоминается белая змея, главная над змеями, белый волк – волк, наделенный магической силой, лесной царь в белом, Белая Баба – предзнаменование судьбы и смерти.

     

   И.Крамской. Русалки.

Русалки часто носят белые одежды и венки из белых цветов на голове.

     А.А. Шишкин. Русалки.

В белом ходит богиня зимы и смерти Мара.

Мною уже упоминалось, что в отличие от спокойного белого цвета, тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью и силой. Это цвет боли, крови, насилия, адского пламени. Красный цвет защищает от колдовства и злых сил, но и свидетельствует об их присутствии.

Одетыми в красные одежды, сарафаны и юбки в ряде районов России представляют русалок. Но это особая категория русалок – проклятые девушки и полуверицы. С ними практически идентичны шутовки, которые нередко одеты в красное.

                                       

      В.Прузсковский. Русалки

Желтый цвет ассоциируется с болезнью и смертью, с увяданием. Одну из лихорадок, дочерей Иродовых звали Желтея, так как она иссушала человека. В желтую бабочку превращалась душа вештицы, ведьмы –птицы, вредящей рожаницам.

Желтые волосы имеют страшные, огромного роста русалки лобасты, которые живут в болотах, озерах и омутах и захватывают людей, проходящих мимо ее жилища и защекочивают до смерти. 

Как уже мною упоминалось, зеленый цвет связан с ростом, растительностью, однако являлся территорией пространства нечистой силы. Темно-зеленый цвет в народном фольклоре нередко приближен к черному. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черти и другие обитатели преисподней.

   

     С. Соломко. Русалка.

Зеленый цвет имеют волосы русалок, водяного и лешего.

 

Черный – цвет потусторонних сил, ночи, тьмы, тайны. В поверьях он чаще всего характеризует чертей, банника. Также черный цвет связан с ведьмами, которые нередко превращались в животных черного цвета – ворона, кошку, свинью. Черный ворон был предвестником смерти.

Синий цвет идентичен черному. Синец – одно из названий беса. Синий принадлежал к темному или иному таинственному миру. Синюю кожу либо кровь могли иметь леший, водяной, болотные, подземные духи. В поверьях горнодобытчиков Урала встречается девка Синюшка, которая появлялась в колодце.

   

    А.Ковалев. Синюшкин колодец.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272