Транспорт в детских страшилках

В 70-е годы двадцатого века зародились детские страшилки, которые передавались из уст в уста. Их тематика и предмет являлись отражением жизни общества того времени.

Дети боялись неопределенной опасности, так как родители не всегда могли объяснить о существовании людей, представляющих опасность, так как это было время застоя, в котором отсутствовала гласность о также информация о совершенных преступлениях.

В детских страшилках дети были вынуждены противостоять непонятному злу — вредоносным предметам, которым выступали автобус, трамвай, автомобиль, троллейбус.

Тема вредоносного предмета – автомобиля Черной Волги не уникальна, так как она получила распространение в городских легендах. В детских страшилках неизвестные люди га данном автомобиле похищают детей с целью их убить, черный цвет выступает как символ смерти. Причиной распространения страшилок с данным предметом могли служить  слухи об извращенцах, похищающих детей на машинах.

Так как тема похорон, траура и смерти остро стояла в детском сознании в те годы, то неудивительно и присутствие черного трамвая-катафалка в детских страшилках. В одной из них описывается следующее. Когда мальчик шел из школы, то оказался в неизвестном ему районе: стояли дома непривычной конструкции, росли деревья незнакомого вида, а улицы были пустыми. Кроме того, на трамвайной остановке номера были как цифры на кладбище. Когда появился черный трамвай-катафалк с номером, означающим его дату рождения, мальчик отпрянул в сторону и не сел в трамвай. И неожиданно район, в котором оказался мальчик, изменился и стал ожившим, полным людей.

                     

                      Художник Игорь Майков

Сюжет с черным трамваем похож на мотив попадания ребенка в потусторонний мир, который напоминает кладбище, перед которым дети испытывают страх. Этот потусторонний мир символизирует детскую безысходность и беспомощность, а неожиданное спасение мальчика от входа в трамвай и преображение улицы в полную жизни и света означает надежду детей на выходы из проблемных ситуаций.

               

Волков Сергей Риксович . Сумеречный трамвай

Интересен мотив автобуса с черными шторками, выступающими символами траура. Это средство передвижения несло смерть тем, кто в него садился.

Черный цвет вредоносного предмета (черный трамвай, черная Волга, черные шторки на автобусе) выступал цветом потустороннего мира и траура. Он ассоциировался с похоронами и смертью. Появление черного цвета указывало на опасность, исходящую из потустороннего мира и несущую смерть.

Представлена в данных страшилках и тема красного автобуса, в который садившиеся в него люди пропадали, а потом были жестоко убиты неизвестными в огромной глубокой яме под землей, куда направлялся данный автобус. Причина убийства людей объяснялась предстоящей войной, а соответственно, меньшим участием в ней людей.

Красный цвет автобуса выступает как цвет активности, крови, боли и насилия. Он также свидетельствует о присутствии зла и опасности.

Сюжет о школьном автобусе, в котором дети узнают, что ехали 200 лет, соотносится с попаданием детей во временную дыру либо другое измерение, где время изменяется. Данный сюжет может свидетельствовать о страхе детей перед нехваткой времени, а также упущением времени.

Троллейбус в страшилках выступает в качестве средства передвижения, везущего в морг, что также свидетельствует о теме смерти в детском сознании и страхе перед ней.

         
          Николай Мазур «Красный день календаря»

В детских страшилках прослеживается осмысление детьми актуальных проблем реальной жизни. Благоприятный исход некоторых сюжетов означает, что дети, несмотря на свой страх перед неизвестным им миром, продолжают верить в светлое будущее.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *