Рубрика: демоны

Куриный бог

Куриный бог – это камень с дыркой, который висит в домах и конюшнях, чтобы отпугивать ведьм. Если повесить камень на кроватный столбик, то ведьма не будет ездить верхом на спящем и можно избежать ночных кошмаров. В конюшне он не позволит ведьме украсть лошадь и загнать ее до истощения, катаясь на ней верхом всю ночь.

Куриный бог является символом, он использовался во многих обрядах, связанных с плодовитостью. Куриный бог пользовался особым расположением богини Дианы и приносил богатство тому, кто его найдет. Озарки считают хорошей приметой найти куриный бог в проточной воде. Они хранят его в специальной коробочке под верандой или крыльцом.

Картина И.И. Шишкина

Свечи

Свечи использовались людьми в ритуалах и обрядах, в том числе связанных с покойниками и душами умерших.

Свечи применялись в Древнем Египте и на Крите в качестве источников света, отгоняющего злых духов.

Христиане переняли у древних евреев использование свечей для освещения помещения, где лежал умирающий. Считалось, что свечи, поставленные рядом со смертным одром, отпугивают демонов. Свечи горели во всех комнатах вплоть до захоронения умершего. В Ирландии вокруг покойника расставляли 12 свечей, чтобы злые духи не унесли душу умершего.

Оплывшая свеча предвещает смерть одного из членов семьи. Если свеча горит неярко или ее свечение приобретает голубоватый оттенок, это значит, что где-то поблизости находится призрак.

Константин Васильев Ожидание 1976 г.

Пострел

Пострел – это болезнь, персонификация болезни, нечистый дух, появляющийся на перекрестках дорог. Часто они выступают в виде внезапной болезни, проявляющейся в виде колющих болей. Перекрестки – излюбленные места пребывания нечистой силы.

Картина И.И. Шишкина

Крест

Крест относится к древнейшему символу, распространенному по всему миру, он появился за много веков до возникновения христианства. Крест ассоциировался с солнечным божеством и небесами, в древние времена они являлись олицетворением божественного покровительства и процветания. Крест олицетворяет Древо Жизни, ось мира.

В христианстве крест стал символом религии и мученичества Христа, а также играет роль средства, защищающего от сил зла. Однако еще до распятия Христа крест выступал оружием против темных сил.

По мере роста могущества церкви росло и влияние ее символа – креста. Крест помогает изгонять демонов и чертей, вампиров, предотвращает действие злых чар, направленных на человека и животных, защищать растения от порчи.

   

Николай Рерих. Галерея картин художника — Изборск. Крест на Труворовом городище, 1903

Ачери

Согласно верованиям индийцев, ачери – это дух маленькой девочки, предвещающий болезнь, особенно у детей. Этот дух живет на вершинах гор и ночью спускается в долины, чтобы заразить болезнями свои жертвы, набрасывая на них свою тень. Считается, что маленьких детей можно защитить от ачери с помощью красной нитки, завязанной вокруг шеи, подобно тому как европейцы защищались от колдовства и воздействия злых духов и ведьм с помощью разного рода красных амулетов.

Иллюстрация Роберта Ингпена

Анчутка

В восточнославянской мифологии злой дух, одно из русских названий чертенят, происходящего от балтийского названия утки. Анчутка – существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается. На юге России его описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах. Им пугают детей. Описывался он как рогатый, что и подтверждало его принадлежность к нечистой силе.

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Ифрит

В арабской мифологии – это демон, дух убитого человека, стремящийся отомстить. Считается, что демон рождается из испарений крови жертвы, пролившейся на землю. Из каждой капли крови убитого возникает по ифриту. Эти ифриты принимаются разыскивать убийцу и если находят, не дают тому покоя. Обликом ифриты напоминают призраков, у них полупрозрачные тела, но налитые кровью глаза. А в некоторых поздних источников утверждается, что на поясе у каждого ифрита висит пистолет. Единственный способ избавиться от ифритов – вбивать гвозди в пятна крови, пригвождая таким образом джиннов к земле.

Картина Майкла Филлиса

Вихрь в русском фольклоре

Вихрь в русских поверьях, как правило, является либо нечистой силой, имеющей облик вихря, либо обитающая в вихре. В сказках вихрь уносит царевен.

Согласно общераспространенным поверьям, вихрь – вместилище нечистой силы. Облик сосредоточенных в вихре нечистых часто расплывчат, неконкретизирован. В вихре могут помещаться леший, покойники, черт, дьявол. Так, леший не только лесной, но и стихийный ветровой дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем. Леший в облике вихря уносит с собой проклятых людей. При этом он может проникать в дома и уносить людей, а также младенцев, которых прокляли родители.

В облике сильного ветра, вихря представляли умерших неестественной безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней.

Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе, покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том, числе вихря.

В результате вихря могла образовываться ведьмина метла – скопление веток на березе.

Сберечь от вихря мог воткнутый под крышу можжевельник, считающийся святым растением. Также помогали молитвы.

Мотивы, связанные с присутствием нечистой силы в ветрах и вихрях, встречаются и в китайском фольклоре. Так в истории 18 века, когда свадебная церемония проезжала мимо кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли, в котором обитала нечистая сила, сходная с вампирами. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир.

Картина Ф.А. Малявина. Вихрь

Кара-Умай

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Умай – в мифологии древних тюрков богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие.

КАРА-УМАЙ — злой дух, который причинял вред ребенку, принося различные болезни и несчастья. К примеру, трудные затянувшиеся роды объяснили тем, что в чрево матери проникал злой дух АЙЗА, который задерживал появление ребенка на свет. В таких случаях шаман призывал мать УМАЙ, прося ее защитить ребенка, а злого духа уговаривал отпустить ребенка.

Образ Кара-Умай может сближаться с образом албасты тюркских народов, существом, опасным для рожаниц и родившихся детей. Считалось, что албасты может наслать болезнь, ночные кошмары. В мифах она крадет легкие рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Образ албасты восходит к образу богини Умай.

Персонажем, близким к Кара-Умай, относится и Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

Кара-Умай также сближается со злым духом турецкого фольклора Омаджи, которым пугали детей. В Омаджи трансформировался образ тюркской богини Умай.