Рубрика: ведьмы

Гелиотроп

Камень гелиотроп использовался колдунами и ведьмами в своих ритуалах для наложения чар. Гелиотроп оберегает здоровье, отгоняет ночных демонов, защищает от обмана и успокаивает. Гелиотроп использовали для гадания, предсказания природных бедствий, таких как бури, землетрясения и наводнения. Истолченный в порошок, он использовался в медицине. Древние греки верили, что этот камень падает с небес.

Красный

Цвет крови, здоровья, сексуальной страсти и агрессии. Египтяне связывали красный цвет со смертью и злым драконом Тифоном. Красный цвет – это цвет греческого и римского фаллического бога Приапа и бога войны Марса. В Ветхом Завете грех связан с алым цветом.

Красный цвет также ассоциируется с ведьмами. По распространенному поверью у ведьм рыжие волосы. В старинном ирландском фольклоре существовало поверье, что ведьмы одевают красные шапки перед тем, как отправиться в полет на шабаш.

Красный цвет также применяют в заклинаниях против ведьм. Для отпугивания ведьм служили раскрашенные красным телеги и венки из рябины, перевязанные красными нитками.

Колдуны

В славянской мифологии это люди, наделенные сверхъестественными способностями влиять на жизнь человека и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, губят урожай, насылают непогоду и болезни. Колдуны могут быть оборотнями и превращаться в вихрь. Чудесными способностями колдуна наделяет нечистая сила, так как они заключают договор с чертом. Для этого черта вызывали в нечистом месте: бане, на перекрестке дорог. В церкви колдуны стоят спиной к алтарю. Таким образом, их легко узнать. Наделение колдуна колдовскими способностями нередко происходило в бане, где могла появится и огромная собака, или разрастающаяся на всю баню лягушка. С приближением смерти нечистая сила мучит колдуна, не давая ему умереть, пока он не передаст своих способностей наследнику. После смерти необходимо вбить в труп колдуна осиновый кол, иначе колдун станет упырем.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (фрагмент). В. Максимов, 1875

Соль

Благодаря своему белому цвету соль издавна ассоциируется с жизнью и здоровьем и считается проклятием для демонов. Соль, предохраняющая от разложения, противостоит разрушительной природе демонов. Она представляет элемент земли и играет основную роль в магии и почитании.

Как утверждают народные поверья, соль может служить для отпугивания ведьм, поэтому ее следует использовать для защиты от колдовства, сглаза, колдунов и демонов, а также разрушать действие злых заклинаний. В средние века предполагалось, что ведьмы не могут есть ничего соленого. Когда хотели снять заклятие, наложенное ведьмой, воровали черепицу с крыши ее дома, окропляли соленой водой, а затем раскаливали на огне, повторяя при этом магические заклинания. Одним из методов выявления ведьм была жалоба женщины на пересоленную пищу.

В христианстве соль символизирует неподкупность, вечность и блаженную мудрость. Места, на которых собирались строить церковь, , обычно освящали солью и святой водой. Христианский обряд благословения солью и водой воплощает в себе представление о здоровье и изгнании злых духов. Соль часто клали в гроб к умершему, чтобы уберечь его душу от демонов на ее пути в загробное царство.

Владимир Стожаров «Хлебсоль и братина»

Ночницы

В славянской мифологии это ночные демоны. Они нападают на детей и не дают им спать. Они невидимы либо похожи на птиц, летучих мышей, червей. Могут выступать в виде привидений либо блуждающих огней. Иногда они имеют облик женщин с длинными волосами в черной одежде. Они проникают в дом через окно или дверь, пролезают под колыбелью, стоят у изголовья или залезают в колыбель, а затем не дают ребенку спать, дергая его. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей.

Согласно верованиям ряда районов, ночницы опасны не в полночь, а на закате солнца, могут пристать к спящему в это время человеку. Спать на закате считалось вредным, время, когда угасает солнце и день сменяется ночью, сопровождается появлением и активизацией ночных существ, угрожающим людям.

Для избавления детей от ночниц их купают в настое различных растений, делают из различных тряпок кукол, ставят их на окно, подбрасывают в чужие телеги на базаре.

Богинки

В представлении западных славян злокозненные демоны женского пола, главной функцией которой является похищение и подмена детей. Богинки имеют облик безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами.Они могут появляться в виде животных – лягушек, собак, кошек, быть невидимыми. Богинками могли быть рожаницы, умершие до совершения над ними обряда ввода в костел, похищенные богинками дети, женщины, души погибших женщин, девушек, избавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Богинки обитают в прудах, реках, ручьях, болотах, оврагах и лесу. Богинки появляются ночью, в полдень и во время ненастья. Богинки приходят к рожаницам, похищают их, подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев. Похищенных детей они превращают в нечистых духов. Богинки мучают людей по ночам, давят, душат их.

В русском фольклоре им близки вещицы. Своеобразное занятие, характеризующее вещицу, — похищение плода из чрева беременных женщин. Они подменяют детей головнями, голиками, краюшками хлеба, льдинками, лягушками, кирпичами.

Рисунок Ваньи Тодорича

Бефана

В итальянском фольклоре фея, бродящая по земле с 1 по 6 января в облике страшной старухи. Иногда считается доброй, приносящей подарки детям, проникая в дом через дымоход, иногда – злой. Образ Бефаны восходит к дохристианским представлениям о злых духах, периодически появляющихся на земле в новогодний период.

В сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»  Бефана — владелица магазина игрушек, пожилая женщина, которая умеет летать на метле. Она берёт много денег за подарки, так как получает игрушки не оптом прямо от производителей, а сама покупает их по розничным ценам для перепродажи.

Иллюстрация Игоря Панкова к сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»

Свадебная порча

Свадебная порча является самой распространенной. В старину виды свадебной порчи были разнообразны: не может двинуться с места отправляющийся к венчанию поезд, дохнут кони, заболевают молодые…

Чтобы невесту не испортили колдуны, ее тело подпоясывали обрывком сети, лоскутами от невода. В платье втыкались булавки, оберегающие от порчи. В церкви невеста одевала шаль крест на крест.

В подстолье втыкали нож, что приводило к тому, что колдун терял способность воспроизводить волшебство, а то и не мог оставаться в избе.

Картина Фирса Журавлева «Перед венцом»

Лярвы

Согласно верованиям древних римлян лярвы – это духи умерших людей, которые не были похоронены по обычаю, а также злые по своей природе духи.

Римляне считали смерть без должного погребения проклятием. Иначе умершие становились лярвами. К лярвам также относились души преждевременно умерших, но вынужденных пребывать на земле, пока не истечет отведенный им жизненный срок. Это жертвы убийства, казненные преступники и утопленники.

Чтобы помешать лярвам вставать из могилы, римляне жгли вокруг могилы бобы в момент предания тела земле. Чтобы выгнать лярвов из дома глава семьи должен был, встав ночью и трижды омыв руки, взять в рот черные бобы и, не оборачиваясь, бросать их через плечо, девять раз повторяя, что этими бобами он искупает себя и своих близких, затем ударяя в медный таз, девять раз призвать призрак удалиться из дома.

Умилостивливали лярвов на ежегодных празднествах, получивших название лемурии. Это празднество происходило в дни 9, 11 и 13 мая, что делало весь месяц в целом крайне несчастливым для всякого рода деятельности, а особенно для совершения браков. На время лемурий прекращалась торговля и закрывались храмы , а люди соблюдали ритуалы общения с мертвыми. Празднество устраивали торговцы, с тем, чтобы потом возобновить свою деятельность. Сделанные из тростника фигуры сбрасывались в реку Тибр.

Гнеток

Это существо, которое по ночам гнетет и давит. Оно может наваливаться ночью, предвещая какие-либо перемены в жизни, а также вызывая ночные кошмары. Может принимать вид какого-нибудь домашнего животного. Чаще всего гнеток мохнатый, с длинными волосами, весь в шерсти, маленький. Иногда его внешний вид не известен.