Рубрика: славянская мифология

Змей в поверьях русских крестьян

В поверьях русских крестьян змей летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом; по другим показаниям, он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя, представляя из себя черную тучу, которая в полете своем по воздушным пространствам клубится подобными дыму парами и дышит огнем, т.е. вместе с вихрями выдыхает из себя и грозовое пламя.

   

Дракон летает по воздуху, выдыхает из своей пасти дым, пламя и бурные вихри, пожигает зеленые травы и заражает воздух своим ядовитым дыханием, он или палит своего врага огнем, или изрыгает на него жгучий яд, человек, которого коснется блестящий взор дракона, может умереть.

   

Схожие представления о драконе имеются у немцев, который является на небе красной или синей полосой.

 

Представления русских крестьян о змее сходны с поверьями о Таннине, драконе западно-семитского, еврейского и арабского фольклора, который в разгар зимы заползает в тучу и живет в ней, а когда туча рассеивается, дракон падает в море или на сушу, причиняя людям вред.

Вампир в русском фольклоре

Данное название очень мало было распространено в России. Представления о данном существе проникло из Западной Европы только на Украину и Белоруссию. Вампир, как и заложный покойник, не подвержен тлению. Лежит он в гробу, а ночью приходит в дом к людям, ложится на грудь своей жертвы и пьет кровь. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкают в грудь осиновый кол, и после этого их ночные блуждания прекращаются.

Также существуют поверья, что вампиры приносят и распространяют разные эпидемические болезни.

Аналогами вампира в русских поверьях являются упыри и еретики.

   

«Вампир» Филиппа Бёрн-Джонса

Грезы

В русском фольклоре это нечистая сила, появляющаяся в виде видений и привидений.

В заонежской быличке упоминается греза. Молодой парень убежден, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако эту девушку, кроме него, никто не видит. Мать парня испугалась и пошла по ворожеям, одна из которых порекомендовала ей понатыкать иголочки от порога до кровать, а затем освятить их крестом.

Пришедшая греза в виде девушки явилась к парню и наткнулась на одну из иголок, а затем, громко закрича, пропала. Это была не девушка, а нечистая сила.

Хлоптун

Это встающий после смерти покойник, который поедает скот или людей. Хлоптуном становится умерший, которому нечистые зашли в рот. Пять лет хлоптун живет среди людей, никому не причиняя вреда, имея облик обычного крестьянина, а затем начинает поедать людей и скот.

Спастись от хлоптуна можно ударив его руку оборотью от некладенного жеребца.

Скарбник

Это нечистый дух, охраняющий клад.

Согласно поверьям, в еловой роще за рекой Курополкой, рукавом Двины, живет дух Скарбник, который оберегает зарытые сокровища. Скарбник заставляет путников блуждать по упомянутой небольшой роще, иногда ему придается значение лешего и приписываются все занятия последнего.

Однако Скарбник не лесной дух, а охранитель подземных сокровищ, кладов (возможно в данной еловой роще обитало языческое существо, представления о котором повлияли на формирование образа Скарбника).

Черт в русском фольклоре

В русском фольклоре черт – обобщающее, родовое название для всех нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников и т.п.  Поверья о черте, лешем, водяном неразрывно связаны между собой, отличить их по внешнему виду, поступкам, характеру невозможно. Черти живут в разных местах: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах, называются они лесовиками, банниками и овинниками.

   

В ряде районах России черт именуется шишигой или шутом, а на севере — лембоем.

Разновидности чертей в поверьях, отождествляемые более всего с водяными и разнообразными мелкими нечистыми духами – анчутки, шуликуны, шутики.

Чертовка в русском фольклоре – это нечистый дух в женском облике, жена черта, лешачиха, водяниха, ведьма, колдунья.

Защита от порчи (сглаза) в русских поверьях

Традиционных средством защиты от порчи (сглаза) было умывание и обрызгивание. Если ребенок кричал и не спал,  то брали солонку, высыпали из нее соль, зачерпывали ею воды, клали три раза по девять щепоток соли, умывал ребенка. Также обмывали скобы у дверей этой водой. Человека, которого сглазили, лечили нечаянным обрызгиванием водой, в которой находились три уголька. Также, чтобы смягчить сердце сглазившего, свечку ставили к иконам вверх ногами.

Следует отметить, что на Руси считали, что сглаз необязательно лечить. Он сам со временем уйдет. Иногда было достаточно сходить в церковь и отстоять службу. Иные же энергоинформационные поражения – порча и проклятье были опасны и снять их было практически невозможно.

   

Вода является при лечении от порчи наиболее частым и необходимым элементом знахарских манипуляций. Воду спускают с креста или иконы, подготавливая для обрызгивания, обмывания, в нее помещали комок глины, камешек, кремень, принесенный с горы Афон или от гроба Господня.  Умывальщицей, как правило, была добропорядочная старушка с хорошей репутацией.

Знание источника порчи содействовало хорошему лечению. Необходимо было добыть лоскут от одежды или клок волос, принадлежащих лицу, сделавшему порчу или сглазившему кого-нибудь. Данные вещи жгли на раскаленных углях, приговаривая, например: «жгу лихие оговоры или дела бабы черноволосой».

Черный цвет в русском фольклоре

Черный – это цвет потусторонних сил, ночи, тьмы, тайны. В поверьях он чаще всего характеризует чертей, Дьявола, а также банника, поэтому черт нередко именуется просто черным. Бесы также изображаются черными и злыми.

В народном мировосприятии к черному нередко приближен темно-зеленый. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черти и другие обитатели преисподней.

   

Аналогом черного в русском фольклоре является синий цвет. Синим, синеобразным, принадлежащим к «темному» или иному, таинственному миру могли представляться самые разнообразные существа. В житии Андрея Юродивого ангел бел как снег, а черт – синь.

Русалки как заложные покойники

В праздники русалок в некоторых областях России нельзя было работать в поле и даже вообще работать. А когда русалки показываются в первый четверг после Троицы. И тогда люди не купаются и не выполняют никаких работ. Русальная неделя почитается крестьянами как праздник. А кто будет работать в это время, у того не будет урожая, а дети лиц, работающих в русальные дни, будут болеть.

От русалок зависят все сферы крестьянского бытия. Это может указывать на них как на некогда полуфункциональных божеств.

В весенних праздниках, посвященных русалкам, в первую очередь отразились представления о них как о заложных покойниках, т.е. об умерших неестественной смертью людях. Исследователи считали, что в Южной России широко были распространены поминки в семик всех умерших неестественной смертью, и видели в связанных с русалками праздниках отголоски таких поминок, во время которых безвременно скончавшихся, беспокойных, опасных покойников старались почтить, помянуть, обезопасить себя от них.

     

Оживая весной вместе со всей природой, безвременно умершие, погибшие девушки, женщины, дети наполняют леса, кричат, смеются, водят хороводы. В это время они опасны для людей, особенно для тех, кто ведет себя неосмотрительно, приближаясь к местам обитания русалок в одиночку, ночью, без оберегов. Русалки, как и другие наделенные сверхъестественными способностями мертвецы, русалки могут утянуть к себе живых людей, защекотать, погубить.

Русалки – заложные покойники, воспринимаются как нечисть. Эти представления проходят во всех народных сказаниях про русалок. Оберегами от русалок служат: чеснок, головни, железные орудия, острые, колючие предметы, пахучие травы -полынь, заря, любисток. Также существовали и заклятия от русалок.

На зов русалки нельзя откликаться. Чтобы и збавиться от русалок во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою, в этом кругу и стать, но себя и круг необходимо закрестить. Русалки за черту не подступятся, а потом спрячутся.

По окончании весенних праздников – русалок, соотносимых с нечистью, старались проводить подальше от людей.

Стрига в русском фольклоре

Это ведьма, стригущая колосья на чужих полосах.

В каждом селении существует своя стрига. Она появляется в виде женщины, одетой во все белое. В полночь, на Иванов день Стрига уходит в поле стричь колосья на чужих полосах и отнимает их у других. Поймать ее бывает очень трудно, ввиду ее способности превращаться в животных и птиц.

Образ стриг возможно восходит к образу стриг римской мифологии, ведьм, потомков гарпий, которые в виде сов-сипух нападали на младенцев. Однако римские стриги была близки к вампирам, а русские – к ведьмам-воровкам.

Иллюстрация Юхана Эгеркранца