В поверьях жителей Забайкалья водяная женщина может быть красивой или некрасивой, доброй или злой. Живет она в воде и только изредко выходит на берег чесать золотым гребнем свои прекрасные волосы цвета воронова крыла. В это время можно к ней подкрасться и выкрасть гребень, который обладает магической силой. Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной, северо-восточной части России. Образ этот достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь проявляет свое присутствие, возникая и исчезая у воды.
Мотив гребня водяной женщины присутствует также в тюркском фольклоре. Так, водяная татарских поверий су-анасы тоже выходит из воды и чешет свои волосы гребнем. В поэме Габдуллы Тукая мальчик похищает гребень водяной, а она потом не дает ему покоя до тех пор, пока он не возвращает ей его. Примечательно, что в данной поэме су-анасы представлена старухой с волосами цвета родника, в то время в поверьях казанских татар она является темноволосой и темноглазой молодой девушкой, выполняющей функции защитницы города. Однако в представлениях сибирских татар су-анасы имеет золотые волосы, что может сближать ее с другим духом тюркских народов, вредящим рожаницам – албасты.
Добавить комментарий