Рубрика: иранская мифология

Прекрасные пери

В восточном фольклоре пери являются разновидностью джиннов в облике прекрасных девушек, помогающим людям. Пери часто сражаются со злыми джиннами, защищая людей. Также как и джинны, пери имеют огненную природу и согласно поверьям, родились в огне.

                         

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

Образ пери восходит к злокозненным духам древнеиранской мифологии – пари, упоминающихся в Авесте, где одним из местожительств данных существ являются небеса и их связывают со звездами. Пари имели зооморфный и антропоморфный облик. В антропоморфном облике пари соблазняют молодых людей, лишая их разума и губя.

                       

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

Образ пари сохранился в преданиях таджиков, персов, афганцев, а потом проник в культуру тюркских народов. Пари могут летать по воздуху и уносить с собой людей. Среди них встречаются существа и мужского пола. Пари обоего пола могут вступать в связь с людьми и от этой связи рождаются необычные люди. У пари есть свое правитель и иерархия. Превращаются пари в красивых птиц, в том числе голубей, змей и хищных зверей. Также они связаны с горными козлами и деревьями, что может указывать на символы плодородия и роста. Это может сближать их с царицей Савской, согласно преданиям, имеющей козлиные ноги, и восходящей к южноаравийской богине Луны Алмаке, связанной с культом плодородия. Связь с деревьями может сближать пари с европейскими феями и лесными нимфами, а также славянскими русалками, раскачивающимися на ветвях и обеспечивающих тем самым рост и плодородие полей.

Антропоморфные пери в фольклоре изображались в виде красивых девушек в белой, красной и синей одежде. Данные цвета имели определенное значение в древнеиранской мифологии и в зороастризме.

Белый цвет в зороастризме был символом чистоты, благости, а также праведности. Этот цвет ассоциируется с солнечным светом, пользующимся еще наибольшим почтением в этой религии, чем пронизывающий все огонь, так как источник света представлял для древних иранцев направление для молитвы. Белые одежды пари могут указывать на то, что эти злокозненные существа иногда могут оказывать помощь людям, защищая их от других злых сил.

                           

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна.

Красный цвет в древнеиранской культуре символизирует доблесть и отвагу. По традиционным представлениям древних иранцев огонь пронизывает как духовное бытие, так и телесное. Пари имеют огненную природу, часто появляются в виде пламени или рождаются из огня. Красный цвет является олицетворением огня, который может и указывать на чувственность и страсть. Этот цвет неоднозначен, поэтому пари в красных одеждах могут выступать соблазнительницами и губительницами молодых людей.

                             

 Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

Синий или голубой цвет тоже считается у древних иранцев огненным, так как голубой огонь появляется от сжигания природного газа. Так как во всех обрядах зороастризма используется огонь, то синий цвет имеет божественное начало. Вместе с тем, у древних иранцев, а также у курдов, исповедовавших зороастризм, это был цвет траура. Пари, одетые в голубые либо синие одежды, могут символизировать неоднозначный образ как добра, так и зла.

                             

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

В тюркских легендах и сказках пари могут жить под землей, имея прекрасные дворцы и сады. Это может сближать их с хтоническими персонажами иных преданий, такими, как Хозяйка Медной горы, фрау Холле (Венера) в легендах о Тангейзере, Зеленая Дева в «Пер Гюнте» Г.Ибсена, а также пари в аварских и лакских преданиях, живущих в хрустальных дворцах на вершине горы.

                         

Иллюстрация Махмуда Фаршчияна

Эти прекрасные существа представлены также в персидских сказках, которые вы можете приобрести здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fsbornik%2Fpersidskie-skazki%2F

Ювха

В мифологии тюркских народов Ювха является злым демоном в облике дракона или змеи, который может принимать образ красивой девушки, соблазняющей мужчин. В Ювху превращается через большое количество лет многоголовый дракон Аждарха тюркской мифологии. Образ дракона Аждархи восходит к древнеиранскому Ажи-Дахаке. Таким образом Ювха имеет иранские корни. На это может указывать и то, что эта женщина-змея принимает образ прекрасной пери, восходящей к иранской пари (фея), о которых я буду неоднократно писать.

Ювха выходит замуж, ставя мужу ряд условий: не смотреть, как она расчесывает волосы, не гладить ее по спине и т.д. Если муж нарушает ряд условий, то обнаруживает змеиную чешую у нее на спине. Более 40 дней Ювха с мужем не живет. Она его съедает. Так как она связана со стихией воды, уничтожить ее можно в безводном месте.

                             

Лариса Рябинина. Ювха.

В башкирском фольклоре змеедева называется Юхой. Она выходит замуж за мужчину, соблазняя его своей красотой, а потом по ночам пьет его кровь, пока не истощит его полностью. Уничтожить ее можно, предав огню, а разоблачить – с помощью соленой пищи, так как Юха по ночам в виде змеи ползет к реке, чтобы утолить жажду.

Ювху по своей кровожадности и наличию змеиных признаков можно соотнести с демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Согласно европейскому и славянскому фольклору ламии обитали не только в пещерах, но и в озерах, т.е. были связаны с водной стихией. Ламии также завлекали мужчин и выпивали их кровь.

                           

Борис Валледжо. Ламии.

Ювха может сближаться и с феей Мелюзиной, которая, выходя замуж, ставила мужу условие не смотреть на нее в субботу, так как в этот день она проводила в облике змеи, а ее мать фея Авалона Пресина купалась в облике дракона.

                       

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Змеиные черты в Ювхе свидетельствуют о принадлежности этого демона к хтоническому миру, который может ассоциироваться либо с водой, либо с землей.

Образ демона Юхи описывается в башкирских сказках, которые вы можете приобрести здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Frim-valiahmetov%2Fgolosa-bogov-kniga-pervaya-bashkirskie-narodnye-skazki%2F