Козлоногие богини и демонические существа в мифологии и фольклоре

В мифологии и фольклоре встречаются  богини и существа с козлиными либо ослиными ногами.

Козел в мифологии и фольклоре является символом плодородия.

Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие.

Козлиные либо ослиные ноги приписывают царице Савской, которая услышав о славе царя Соломона, пришла испытать его загадками. В некоторых источниках у царицы присутствует имя Алмака. Так звали древнюю богиню луны Южной Аравии, у которой также имелись козлиные либо ослиные ноги. Алмака была по своим функциям близка к финикийской и ханаанейской богине Астарте, а образ богини Венеры также слился с образами Алмаки и царицы Савской.

Эдвард Джон Пойнтер – Визит царицы Савской к царю Соломону
1890

С царицей Савской связывают демоницу Лилит, которая была первой женой Адама, так как Лилит иногда пребывала в образе царицы Савской, а значит также имела козлиные либо ослиные ноги. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев. Лилит также являлась соблазнительницей мужчин.

   

      Р. Ляйнвебер. Царица Савская и Соломон

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях.

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В греческой мифологии представлен демон Ламия, обитающая в пещерах и нападающая на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                           

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

В вышеуказанной мифологии также содержатся представления о демоне Эмпузе, красивой женщины с одной бронзовой ногой, а другой ослиной. Эмпуза появлялась ночью, нападала на людей и высасывала их кровь. Данный демон имел близкое родство с Ламией и ассоциировался с демоницей из Завета Соломона Оноскелис.

В шотланском фольклоре тоже представлены женские демонические существа с козлиными ногами. Это глейстиги, имеющие вид красивых белокурых дев в длинных зеленых платьях, расшитых золотыми нитями. Козлиные ноги у фей не случайны. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают их кровь.

                               

Картина Брайана Фрауда.

В христианстве образ козлоногого существа считался олицетворением дьявола и ему приписывались самые негативные черты. Постепенно козлоногие божества и существа трансформировались в черта либо беса.

Образ получеловека-полукозла плавно перекочевал в современные сказки и предания, а отголоски зооморфной богини или демонического существа появляются в настоящее время. Так, в детских страшилках, появившихся в 70-х годах в Советском Союзе также упоминаются женщины с козлиными ногами, которые прячут их под длинными одеждами и представляют смертельную опасность для детей.

Образ Ламии присутствует в греческих мифах. Эти мифы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/30789966/?lfrom=515650664

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *