Рубрика: загробный мир

Богиня Морриган

В ирландской мифологии это богиня войны и разрушения. Выступала с двумя близкими богинями Немайн и Махой как три Морриган, обычно в облике воронов. Иногда Морриган смешивалась с богиней войны и разрушения Бадб, которая в позднем фольклоре трансформировалась в ведьму, схожую с банши и также предвещающую смерть своим появлением. Эти мрачные женщины-демоны пророчили кровавую бойню и охоту на полях сражений.

Триада трех богинь войны восходит к триаде древних галльских богинь-матерей. Культ матерей был определенно кельтским – мать-земля как источник плодородия почиталась в троичной форме под названием matres или matronae. Посвящения, сохранившиеся на монументах в Галлии, написаны на латыни, а фигуры иногда изображаются с корзинами плодов или рогами изобилия.

В легендах Морриган защищает племя богини Дану (фей) покровом тумана и дождем, так что корабли не могут пристать к берегам Ирландии. На полях сражений она появляется в облике ворона, пожирающего тела мертвецов. Иногда Морриган представлялась мужчинам в виде красивой черноволосой девушки в многоцветном плаще и зеленом платье и пыталась соблазнить их. Примечательно, что зеленый цвет одежды очень характерен для кельтских фей, он символизирует плодородие, а также принадлежность к иному миру. В зеленые платья облачены кельтские феи, пьющие кровь у людей, бааван ши и глейстиги, а также озерные девы гуаррагед аннон.

     

     Картина Брайана Фрауда. Глейстиг

Морриган полюбила героя Кухулина, который отверг ее. Разъяренная, она поразила его на полях сражений, а потом тщетно пыталась спасти его жизнь.

   

Картина художника Хейна Лэсса

Шелковинки

Это духи женского рода, предстающие в белых шелестящих шелковых одеяниях и обитающие в землях на границе между Англией и Шотландией. Шелковинки выполняют домашнюю работу и наказывают нерадивых слуг.

Живут они не в домах, а на деревьях, и стерегут жилища своих хозяев. Когда на них находит настроение попроказничать, они принимаются разбрасывать то, что сами недавно убирали. Они могут также выступать защитницами дома, домовыми, убивая незваного гостя, заподозренного в злонамеренности.

Примечательным является то, что шелковинки живут в деревьях. Деревья в кельтском фольклоре считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии. Это сближает шелковинок с зелеными дамами. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

Рисунок Айзека Хорна

 

Банши

В ирландской мифологии дух женщины, предвещающий смерть. Ее представляют в виде красавицы с длинными ниспадающими волосами в серой накидке поверх зеленого платья. Иногда она появляется одетой полностью в белое или красное. Глаза банши всегда огненно-красные от постоянного плача по людям, которые должны вскоре умереть. Также банши представляют в виде поющей женщины, лицо которой спрятано под вуалью, или летящей фигурой в лунном свете.

Банши генетически связана с сидами, божественными существами в кельтской мифологии, обитающих под землей в холмах, в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. Представления о сидах отразились в образе фей более поздней традиции.

Рисунок Николь Кардифф

Мост душ умерших

Это мотив в фольклоре, связанный с существованием небесного пути, по которому души умерших переходят в иной мир.

С идеей о мосте для душ умерших часто связывалась радуга. Древние норвежцы верили, что верховный бог Один построил небесный замок, куда можно добраться только по радуге. Центральная красная линия символизировала огонь, пожирающий недостойные души при их попытки воспользоваться мостом. На древнескандинавских могильных камнях встречаются письмена, гласящие, что люди строили мосты для душ своих близких.

Туземцы Гавайских островов и некоторые племена северо-американских индейцев воспринимали радугу как мост на небеса. Племя хопи считали радугу путем, по которому люди-облака и качинас путешествуют по небу.

В некоторых частях Австрии и Германии в фольклоре сохранились легенды о том, как детские души поднимались по радуге на небеса.

У народов Западной Африки радуга ассоциировалась со змеей. Данные народы верили в ее связь с дождем и плодородием и теми озерами, в которых находились духи еще не рожденных детей.

А. Куинджи. Радуга

Голубая шляпа

В британском фольклоре дух рудников, который помогает шахтерам и ожидает платы за свой труд.

Согласно поверьям Голубая шляпа своим поведением был похож на домового. Он был настоящим тружеником. Горнякам он показывался в виде голубого огонька, перемещающегося по стволам шахт и передвигающего любые предметы, на которых он останавливался. Плату за труд горному духу оставляли раз в две недели в одном из уголков шахты. Если вознаграждение оказывалось меньше, чем то, на что рассчитывал дух, тот с негодованием отвергал его. Если же плата оказывалась слишком большой, то излишек бывал оставлен на месте.

Большинство сверхъестественных существ в британском фольклоре предпочитали наряды зеленых тонов. Однако Голубая шляпа отдала предпочтение голубому. В западном фольклоре синий цвет считался бесовским и отношение к нему было негативным, поэтому нечистая сила, в том числе феи, могли обладать этим цветом. 

Примечательно, что в русском фольклоре синий цвет ассоциировался с черным, а черти и бесы изображались в этом цвете. Персонаж уральского фольклора девка Синюшка одета в синие одежды. Она является персонификацией болотного газа, живет в колодце под землей.

                         

        Г. Назаренко «Редко так-то бывает» (к сказу «Синюшкин колодец»)

Таким образом, девка Синюшка и Голубая шляпа являются горными духами, а значит и хтоническими персонажами и связаны с загробным миром. Синий цвет также ассоциируется с богиней Подземного царства Персефоной, так как она часто изображается в одеждах этого цвета и одним из ее атрибутов являются траурные цветы – синие фиалки.

Рисунок Тони де Териззи

Куклы

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки языческим идолам и деревянной народной скульптуре. Кукла является антропоморфным объектом, созданным для определённых манипуляций.

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек.

В детских страшилках, которые получили распространение в 70-х годах в Советском Союзе. Героями детских страшилок являлись, как правило дети, которые были вынуждены противостоять злу – существу из сказок и старинного фольклора (черт, ведьма, домовой, Пиковая дама и др.), а также вредоносному предмету. Одним из вредоносных предметов является Стеклянная кукла, которая убивает детей. Стекло прозрачно и имеет неопределенный цвет, что может вызвать предположение о соотнесении его с инфернальным миром.

Еж в фольклоре

У славян оберегом для невесты и жениха в брачную ночь был калач «ёж», украшенный вместо иголок раскрашенными соломинками. Ежика очень любили, так как он является яростным противником змей, и дорогу он им никогда не уступит. Если змея заползет на территорию ежа, то начнется драка, в которой победит еж и съест змею. Змея в европейском фольклоре – животное, олицетворяющее землю. Змея в мифологии и фольклоре связана с плодородием, землей, водой и дождем. Поскольку змея живет под землей, она связана с подземным миром и миром мертвых, а также с магией и колдовством. Поединок ежика со змеей может означать борьбу с хтоническими силами, олицетворяющими преисподнюю.

Богиня Арцай

Богиня Арцай была одной из дочерей Балу, угаритского бога дождя, столь важного в засушливом климате Сирии, бури и грома.

Арцай воплощала собой плодоносящую землю. Другие дочери Балу жили с ним во дворце, Арцай же, более связанная с землей, по-видимому, обитала где-то на земле, а может быть и подземном мире. Некоторые ученые даже думали, что Арцай связана с богом смерти Муту и на каком-то этапе мифотворчества ее воспринимали как супругу этого подземного бога.

Арцай в списке богов отождествляется с месопотамской богиней Аллатум, которая была связана с подземным миром. Само имя Арцай означает «земная», что указывает на ее связь с матерью-землей и земными, а также подземными силами.

К богине Арцай восходит пальмирский бог земли Арцу, а также арабская богиня земли Руда, почитавшаяся во всей Северной и Центральной Аравии, а в пантеоне самудских арабов являвшаяся верховным божеством. Руда являлась богиней подземного царства, владыкой мертвых, ей приносили в жертву первинки урожая. Пророк Мухаммед приказал разрушить святилище Руды, принадлежавшее племени тамим.

 

Стела Баала с ударом молнии, найденная в руинах Угарита

Город Хамрай

Это мифический город, местообитание финикийского бога смерти Муту, который также считался владыкой подземного мира. Муту обитал в городе Хамрай, расположенном в ущелье, которое воспринималось как вход в подземный мир. Чтобы добраться до этого города, надо перейти горы Таргузиза и Таррумаги, находящиеся на краю земли, а затем уже спуститься в подземную обитель, где и находится город Хамрай. Само это название иногда переводят как «место проливания слез» или место крушения».

Богиня Арцай, являющаяся одной из дочерей Балу, угаритского бога дождя, могла жить в подземном мире и некоторыми учеными воспринималась как супруга Муту.

С городом Хамрай может сопоставляться мир смерти Шеол, упоминающийся в Библии и у древних евреев. Шеол представлялась ими как преисподняя, в которой исчезает все.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Иллюстрация Дж.Питка

Анх

Анх является египетским символом жизни, вселенной и бессмертия и имеет форму креста с петлей. Анх является символом возрождения, средством от злой судьбы, а также талисманом, приносящим удачу. В египетском искусстве анх изображается в виде скипетра в правой руке божеств, также анх прикладывали к ноздрям умершего, чтобы он снова мог возродиться к жизни. Анхи изготавливались из керамики, полудрагоценных и драгоценных камней, воска, металла и дерева.

Египтяне, ставшие в I веке н.э. христианами, использовали в качестве своих символов как анх, так и христианский крест.

   

Сцена из её гробницы царицы Нефертари XIII век до н.э. (XIX династия) (Богиня Хатхор вручает анх царице)