Рубрика: ведьмы

Кара-Умай

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Умай – в мифологии древних тюрков богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие.

КАРА-УМАЙ — злой дух, который причинял вред ребенку, принося различные болезни и несчастья. К примеру, трудные затянувшиеся роды объяснили тем, что в чрево матери проникал злой дух АЙЗА, который задерживал появление ребенка на свет. В таких случаях шаман призывал мать УМАЙ, прося ее защитить ребенка, а злого духа уговаривал отпустить ребенка.

Образ Кара-Умай может сближаться с образом албасты тюркских народов, существом, опасным для рожаниц и родившихся детей. Считалось, что албасты может наслать болезнь, ночные кошмары. В мифах она крадет легкие рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Образ албасты восходит к образу богини Умай.

Персонажем, близким к Кара-Умай, относится и Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

Кара-Умай также сближается со злым духом турецкого фольклора Омаджи, которым пугали детей. В Омаджи трансформировался образ тюркской богини Умай.

Жалмауыз кемпир

У тюркских народов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Она людоедка, похитительница детей; в образе легкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына. Образ жалмауыз кемпир восходит к культу богини-матери, так как людоедки присущи черты шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража страны мертвых.

Разновидностью жалмауыз кемпир является демон мите, представляющийся старухой в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь, а когда жертва ослабевает, мите ее съедает.

Жалмауыз кемпир может сближаться с таджикскими кампир, женскими духами, персонифицирующими явления природы. Согласно одному из преданий кампир имела сорокоухий котел, в котором варила попадавших к ней людей. В некоторых районах Таджикистана известна кампир Оджуз – старуха-мороз.

Иллюстрация Самал Кантар

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Барвинок

Согласно распространенному поверью, барвинок обладает свойством привлекать привидения, ведьм и колдунов. Барвинок, цветущий пятилепестковыми иссиня-пурпурными или белыми цветами, во Франции называется «фиалка колдунов», потому что, как считается, цветок дает власть над злыми духами. Повешенный над входом в дом барвинок, говорят, не пускает внутрь ни ведьм, ни духов. Он эффективен и при изгнании демонов. В Уэльсе существует поверье, что если посадить барвинок на могилу, то целый год будет сниться покойник.

Франсуа-Эмиль Барро. Барвинок

Лихой час в русском фольклоре

Появление опасных мифологических существ в русском фольклоре соотнесено с определенным временем. Чаще всего это период между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, закат, сумерки, полдень, то есть переходные моменты дня, ночи, ночь, время между закатом и восходом – для темных и опасных сил, существ.

В частности, водяной особенно опасен в полдень, полночь, русалка подстерегает людей в это же время. Время активизации нечистой силы бывает перед восходом, закатом, в полночь, в полдень. Таящее опасности время воспринимается как опасный отрезок пространства, сходный с границей, межой.

В пределах опасных отрезков времени и пространства, чреватых появлением нечистой силы, человек должен следовать ряду правил. Действиями различных мифологических существ объяснялись неожиданные, нежелательные события, случайности. Беды, гибель людей в границах времени предопределены, а не объясняются нарушением каких-либо определенных правил.

Омела

Вечнозеленый кустарник, который согласно поверьям, обладает многими оккультными силами – плодородия, исцеления, удачи и защиты против зла. Обычно омелу срезают во время летнего или зимнего солнцестояния. На протяжении веков это растение применяли в снадобьях, порошках и в чае, для лечения эпилепсии, гипертонии и паралича, для повышения способности к деторождению при бесплодии, а также как средство, усиливающее половое влечение. Омелу использовали в качестве защиты от ядов. Ветки омелы развешивали в домах, в амбарах и конюшнях как амулет против колдовства, от пожаров, болезней и невезения. Считалось, что веточка омелы защищает дом от ведьм.

Омела, у которой ягоды белого цвета, паразитирует на многих лиственных деревьях в Европе и Америке. Семена ее распространяются птицами, и она растет где угодно, даже на деревьях: создается впечатление, что омела может самозарождаться из ничего. Древние верили, что семена омелы падают с небес на стрелах молний. Друиды использовали омелу в обрядах, посвященных плодородию.

Двери

Есть суеверия, устанавливающие определенную связь между дверьми и призраками умерших. Нельзя входить в дом через черный вход – это приносит несчастье. Это суеверие – одна из причин того, что покойников выносят именно через черный вход. Однако в некоторых местностях существует прямо противоположное поверье: умершего следует выносить через парадный вход, иначе в доме будут еще смерти.

Народами мира выдумано множество ритуалов и заклинаний, в которых фигурируют двери и которые защищают людей от прихода призраков и злых духов. На дверях могут рисоваться рисунки или кружки.

Джордж Вашингтон Марк Девочка в дверях 1845 г.

Охотник Херн

Это призрачный охотник английских сказаний. Он часто является вождем Дикой охоты, корни представлений о которой уходят в кельтскую и германскую языческую древность. Дикая охота представляла из себя возникающие на небе видения, которые принимались за сонм призраков, привидений, следующих в ад душ.

Охотник Херн изображался в головном уборе с оленьими рогами. Считается, что Херн до сих пор встречается в лесу около Виндзорского замка в графстве Беркшир. Предположительно, Херн является местной ипостасью кельтского бога Цернунноса.

Цернунносу поклонялись галлы. Он изображался в «буддийской» позе с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком у ног; с короткими бычьими рогами с торквесами на них, держащим в одной руке змею, а другой подносящим торквес стоящему рядом оленю. Элементы кельтской религиозно-мифологической символики характеризуют его как господина подземного царства, связанного с циклами умирания и возрождения природы.

Рогатое божество с котла из Гундеструпа

Крепость Думбартон

Согласно легенде, крепость Думбартон в Шотландии, неподалеку от Глазго, стоящая на реке Клайд, была создана бандой злых ведьм. Они преследовали Святого Патрика, который, спасаясь, бежал в Ирландию.

Около 388 года дьявол натравил всех ведьм Шотландии на святого Патрика. Ведьмы создали армию и напали на него. Святой Патрик бежал к Клайду. В устье реки он нашел маленькую лодку, сел в нее и уплыл в Ирландию. Ведьмы не могли пересечь текущую воду (это является поверьем) и в ярости сорвали каменную глыбу с ближайшего холма и швырнули ее в Патрика. Однако скала, не задев святого, упала на землю. Позже на скале была построена крепость.

 витраж в Успенском Соборе в Карлоу

Вештица

Это оборачивающаяся птицей ведьма. Сорока – это один из обычных обликов ведьмы, встречающийся в литературных памятниках. Ведьм-сорок заклинали. Вештицы летают с едва заметным синим огоньком. В доме могут появляться, принимая вид повивальной бабки. Вештицы опасны для беременных женщин, так как являются к ним, чтобы похитить плод. Похитив ребенка, вештицы тут же съедают его.

Спасения от этих существ практически нет. Может спасти крест либо молитва.

Хоть вештица является губительным персонажем, она содержит черты древних богинь, в образе которых присутствует птица. Птица нередко выступает переносчицей душ, а также олицетворяет судьбу и смерть. В русских сказках смерть часто именуется птицей. Нередко в русском фольклоре появление вештиц и вмешательство их в жизнь беременных женщин трактовалось как отклонения при беременности.

Клод Моне. Сорока