Рубрика: ведьмы

Адзуки-баба

В японском фольклоре есть очень опасный демон-ёкай – Адзуки-баба, имеющий вид уродливой старухи, моющей в реке красную фасоль. Она появляется только в сумерки, особенно в туманные и дождливые осенние вечера.

Одета она в белое и поет сиплым противным голосом. Когда люди случайно встречают ее и чудом спасаются после встречи с ней, они рассказывают о жутком белом сиянии, видном сквозь густую пелену тумана.

Встреча с ней заканчивается гибелью людей.

Следует отметить, что белый цвет одежд призраков в японском фольклоре является традиционным для юрэев японской мифологии, призраков умерших людей, погибших насильственной смертью, а также мертвецов, над которыми не было совершенно положенных обрядов, душами вероотступников, которым ни нашлось места ни на земле, ни на небе. Юрэи являются вредоносными духами, которые не найдя покоя, бродят по земле, в надежде на отмщение. Не исключено, что Адзуки-баба может относиться к их категории, так как при жизни могла погибнуть по вине близких ей людей, плохо обращавшихся с ней.

Красная фасоль, которую моет в реке ведьма, тоже может иметь символическое значение. Красный цвет в японской культуре неоднозначен. Он является цветом, обозначающим границы между миром живых и миром мертвых. Примером для этого служат ритуальные врата перед синтоистскими храмами – тории, которые выполняют функции границ между параллельными мирами. В некоторых префектурах Японии этот цвет является цветом преисподней, так как связан с огнем, громом, который породила богиня Подземного царства Идзанами. Сама богиня часто изображается либо в белых, либо в красных одеждах, похожих на полыхающий огонь.

   

Иллюстрация Мэтью Майера

Защита от порчи (сглаза) в русских поверьях

Традиционных средством защиты от порчи (сглаза) было умывание и обрызгивание. Если ребенок кричал и не спал,  то брали солонку, высыпали из нее соль, зачерпывали ею воды, клали три раза по девять щепоток соли, умывал ребенка. Также обмывали скобы у дверей этой водой. Человека, которого сглазили, лечили нечаянным обрызгиванием водой, в которой находились три уголька. Также, чтобы смягчить сердце сглазившего, свечку ставили к иконам вверх ногами.

Следует отметить, что на Руси считали, что сглаз необязательно лечить. Он сам со временем уйдет. Иногда было достаточно сходить в церковь и отстоять службу. Иные же энергоинформационные поражения – порча и проклятье были опасны и снять их было практически невозможно.

   

Вода является при лечении от порчи наиболее частым и необходимым элементом знахарских манипуляций. Воду спускают с креста или иконы, подготавливая для обрызгивания, обмывания, в нее помещали комок глины, камешек, кремень, принесенный с горы Афон или от гроба Господня.  Умывальщицей, как правило, была добропорядочная старушка с хорошей репутацией.

Знание источника порчи содействовало хорошему лечению. Необходимо было добыть лоскут от одежды или клок волос, принадлежащих лицу, сделавшему порчу или сглазившему кого-нибудь. Данные вещи жгли на раскаленных углях, приговаривая, например: «жгу лихие оговоры или дела бабы черноволосой».

Черный цвет в русском фольклоре

Черный – это цвет потусторонних сил, ночи, тьмы, тайны. В поверьях он чаще всего характеризует чертей, Дьявола, а также банника, поэтому черт нередко именуется просто черным. Бесы также изображаются черными и злыми.

В народном мировосприятии к черному нередко приближен темно-зеленый. На иконах, лубках и фресках темно-зеленым цветом изображаются черти и другие обитатели преисподней.

   

Аналогом черного в русском фольклоре является синий цвет. Синим, синеобразным, принадлежащим к «темному» или иному, таинственному миру могли представляться самые разнообразные существа. В житии Андрея Юродивого ангел бел как снег, а черт – синь.

Стрига в русском фольклоре

Это ведьма, стригущая колосья на чужих полосах.

В каждом селении существует своя стрига. Она появляется в виде женщины, одетой во все белое. В полночь, на Иванов день Стрига уходит в поле стричь колосья на чужих полосах и отнимает их у других. Поймать ее бывает очень трудно, ввиду ее способности превращаться в животных и птиц.

Образ стриг возможно восходит к образу стриг римской мифологии, ведьм, потомков гарпий, которые в виде сов-сипух нападали на младенцев. Однако римские стриги была близки к вампирам, а русские – к ведьмам-воровкам.

Иллюстрация Юхана Эгеркранца

Коловертыши

В русском фольклоре это существа, помогающие ведьмам, колдунам, приносящие в дом достаток.

Как правило, коловертыши это фантастические существа, помогающие ведьмам, похожие на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот мешок коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а иметь и облик кошки, обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей.

В некоторых районах России коловертышем именуют и кошку-оборотня и существо, приносящее в дом достаток.

Чурел

В индийском фольклоре злой дух женщины, умершей при родах. Считалось, что чурелы – это призраки женщин низших каст, трупы которых укладывались лицом вниз с тем, чтобы помешать духам выйти наружу. Чурелов представляли обычно в виде существ с перевернутыми ногами и без рта. Чаще всего они обитали в заброшенных местах. Оборачиваясь прекрасными девушками, они завлекали в ловушку молодых мужчин и держали их в качестве своих пленников до самой старости.

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

Поэтому чурелы могут сближаться с гулями арабского фольклора, опасными существами, жившими в пустыне, нападающими на путников, пьющими у них кровь и пожирающими их. Местообитанием гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

Также чурелы могут сближаться с таким духом славянского фольклора, как кикимора-пустодомка, обитающая в пустых постройках, которая в отличие от обычной кикиморы опасна и может убить.

   

Чурел. Иллюстрация Мод Кадира

Демоница Путана

В индуисткой мифологии демоница, дочь царя демонов-асуров Бали, победившего Индру и добившегося власти над тремя мирами – небом, землей и подземным миром.

Путана пыталась умертвить Кришну, когда тот ещё был младенцем, кормя его обмазанной ядом грудью, однако Кришна вместе с молоком высосал её жизнь. Обитатели Браджа расчленили тело демоницы, закопали кости и стопы, а мясо и кожу сожгли на огромном костре, дым от которого источал приятный аромат.

Путана любила мясо и крепкий ликер, а также пожирала детей и беременных женщин. Она скрывалась в уединенной комнате, где содержались новорожденные дети первые десять дней жизни, чтобы мучить их. Это сближало ее с европейским демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Сходна Путана также с демоницей Лилит христианского и еврейского фольклора, соблазняющей мужчин и вредящей рожаницам, арабской демоницей Умм-аль-Лейл, похожей по своим функциям на Лилит.

 

Иллюстрация из Бруклинского музея. Кришна убивает Путану, а жители сжигают ее тело.

Завязывание узлов

Завязывание узлов использовалось для того, чтобы высвободить энергию во время заклинаний. Древние египтяне и греки использовали узлы на веревках для любовных заговоров и чар. Узел Исиды, сделанный из красной яшмы, обвивающий саван королевских египетских мумий, обеспечивал умершим в другом мире покровительство богини.

Распространено поверье о том, что завязанные ленты могут смутить и отпугнуть злых духов.

Согласно легенде пророк Магомед был околдован злым человеком и его дочерьми, которые завязали одиннадцать узлов на веревке и спрятали ее в колодце. Чтобы спасти пророка, Аллах послал архангела Гавриила, чтобы тот нашел, где спрятана веревка, и научил, как нарушить чары. Когда Магомеду принесли веревку, он прочитал одиннадцать стихов из Корана. Как только он произносил очередную строку, узел развязывался сам собой. Когда развязались все узлы, чары рассеялись. Пророк Магомед неоднократно называл колдовство злом женщин, непристойно колдующих узлами.

Ведьмы могли контролировать ветер, завязывая узлы, а иногда продавали свои магические узлы морякам, которые помогали им в путешествии.

   

Екатерина Саевская. Дева Мария, развязывающая узел

Ведьмины шары

Это стеклянные шары, которые изготавливались в Англии, начиная с 18 века. Их вешали в окнах, чтобы уберечь от проклятий и несчастий. В 19 веке эти шары появились и в Америке. Шары чаще всего изготавливались из синего или зеленого стекла, но иногда на них наносились разноцветные узоры из спиралей или полос. Или же они имели серебристый оттенок и использовались как выпуклые зеркала. Поскольку они напоминали стеклянные поплавки, которые рыбаки крепят к сетям, шары ассоциировались со многими поверьями, связанными с морем.

Если ведьма хотела навредить или убить кого-нибудь, нужно было кинуть в жертву этот шар.

 

фото с Филадельфийского археологического форума

Круг фей

Это темный круг из грибов, растущих в траве или на торфе. В поверьях  служит местом ночных сборищ фей и ведьм, на которых они поют и танцуют. Гриб несъедобен, и животные его не трогают. У него красноватая, желто-коричневая или золотистая шляпка. Гриб распространен в Европе, Северной Америке и на Британских островах, появляется после обильных дождей. В Великобритании круги фей также называют «колдовскими следами» и верят, что это следы танцевавших ведьм. Согласно поверьям, если встать в круг фей в Полнолуние и загадать желание, то оно сбудется. Однако это небезопасно в Самайн (канун Дня Всех Святых) и в Бельтейн (канун мая), поскольку это два главных праздника фей и ведьм, и они могут напасть на человека и утащить его в свою волшебную страну, находящуюся либо на холмах, либо в лесу, либо на островах.

Картина И. Шишкина