Рубрика: ведьмы

Лупгару

В Вест-Индии было распространено верование в существование вампиров, которое было перенесено с берегов Гвинеи и Конго. Обитатели Вест-Индии верили в то, что лупгару – человеческие существа, чаще всего старухи, которые входят в сговор с дьяволом, по которому он дает им определенную магическую силу при условии, что каждую ночь они будут поставлять ему некоторое количество теплой густой крови. Каждую ночь лупгару направляются к оккультному дереву, и там, выйдя из собственной кожи, которую они хорошо прячут, и приняв облик огненного шара, они катятся пить кровь людей. Делают они это до самого рассвета. Двери и засовы – не преграда для них, но если перед домом рассыпать рис, лупгару остановится и будет собирать его по крупинке, пока его не застанет рассвет.

   

Иллюстрация Брин Мезени

Также если человеческая оболочка, которую они тщательно прячут, будет найдена, ее нужно быстро схватить и растолочь в ступке с перцем и солью. Тогда вампир не сможет принять человеческий облик и бесславно закончит свою жизнь. Лупгару чувствуют собаки и если они лают на человека без причины, то есть основания полагать, что человек заражен вампиризмом.

Огненные шары

Огненный шар – это существо, светящееся как огонь и сжигающее как пламя, а также нечистый дух, проклятый в облике огненного шара.

В поверьях многих областей в России огненный шар выступает формой существования или свидетельства присутствия нечистых духов, особенно черта.

Также в поверьях русского народа огненные шары выступают видом свадебной порчи. Обычно это шары, переливающиеся всеми цветами радуги: зеленый огонь, красный огонь, синий огонь, желтый огонь…

     

      Getty Images

Мексиканский вампир Чиуатетео

Чиуатетео – это мексиканский вампир. Им становится женщина, умершая при родах. Считается, что они летают по воздуху, спускаясь на землю, чтобы нанести вред детям. Они обитают на перекрестках дорог, где практикуют свои злые дела. Для них строили храмы на местах жертвоприношений. Эти ведьмы празднуют свой шабаш, но в отличия от европейского шабаша живых ведьм, это встреча мертвецов. Изображения Чиуатетео имеют устрашающий вид. Они, как правило, одеты в платье и имеют черты индейской богини колдовства Тлацолтеотль, которая предстедательствует на этих шабашах. Ее символами является метла, змея и сова. По некоторым признакам она считается лунной богиней и сближается с греческой Гекатой.

 

Богиня Тлацолтеотль

Чиуатетео очень злобные и пытаются напасть на всех, кого встретят в темное время суток. В хижинах двери тщательно запирали, все щели и дыры тщательно затыкали, чтобы предотвратить вторжение этих ведьм. На перекрестках дорог люди оставляли существенные приношения пищи, чтобы вампиры не нападали на живых. При виде еды на перекрестках Чиуатетео не сможет быстро решить, какую из дорог выбрать, чтобы дойти до ближайшего жилья, и там ее застанет рассвет.

С этими ведьмами сближается вампир Миктекакиуатл или «Госпожа царства мертвых», которую часто изображают украшенной бумажными флагами, покрывавшими тела усопших, приготовленных для кремации. Иногда она появляется из земли в виде мумии.

Марана

В славянской мифологии Марана или Марена – богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое сжигали, чтобы обеспечить урожай. Былинная ведьма Маринка, сожительствующая со Змеем Горынычем и убитая богатырем Добрыней, генетически восходит к Маране.

   

В. Васнецов. Три царевны Подземного царства

Воплощением смерти и мора являлся первоначально и злой дух в славянской мифологии мара. Позднее мара утратила связь со смертью, но сохранила вредоносные функции, а также способность к оборотничеству. Мара – одно из самых таинственных и древних существ в поверьях русских крестьян. В некоторых местах мару объединяют с кикиморой: она незримо обитает в избе. Однако мара может появляться не только в доме, но и являться злым духом, присутствующим везде. С марой в некоторых районах отождествляли полудницу. Мара часто выступает призраком, появляющимся из тумана либо марева, влияющим на судьбы людей. Иногда маару сопоставляют с деревом либо с зеленью.

Эстри

Эстри – это в еврейской мифологии вампир. Эстри появляется по ночам, принимая облик няньки, чтобы было проще подобраться к детям, кровью которых она питается. Истинный же ее облик внушает ужас: у нее волчья морда, человеческое тело и крылья летучей мыши. Чтобы ее не опознали, едва войдя в дом, она норовит съесть кусок хлеба или щепотку соли. Если ей помешать, она умрет. Название «эстри» происходит от латинского слова «стрикс», что означает ушастая сова-сипуха, а латиняне верили, что она высасывает кровь у детей, а также происходили от гарпий.

Но очевидно, что стрикс – это не всегда птица. Она является иногда ведьмой, а также приравнивается к лярве, вредоносному призраку мертвеца, не получившего нужного погребения, преступно убитого, злодея, бродящего по ночам и насылающего на людей безумие.

Эстри, как убийца детей, сближается с демоном Лилит. Волосы у обеих распущены, что указывает на их демоническую природу.

Албыс

В тувинском и алтайском фольклоре есть поверья о ведьме Албыс. Это демоническое существо связано с водной стихией и обитает вблизи водоемов, рек, ручьев, озер, омутов. Часто появляется перед охотниками в лесу и может с ними сожительствовать. Но как правило, очень опасна. Имеет длинные распущенные огненно-рыжие волосы, длинные, обычно перекинутые за плечи, груди, железные нос и когти. Если в Албыс выстрелить, то она превратится в кусок желтого войлока.

Образ Албыс восходит к тюркской албасты, которая представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. В татарских сказках албасты может носить красные одежды. Примечательно и то, что Албыс имеет рыжие волосы. В данном случае красный цвет, присутствующий в облике этих демонических персонажей, указывает на культ древней богини плодородия либо богини-матери, к образу которой восходят Албыс и албасты. Наличие желтых волос может сближать албасты с тюрской богиней земли и плодородия Умай.

Хайнатум

У евреев Могилевской и Минской губернии бытовали поверья о женщине-демоне Хайнатум, убивающей детей своим клювом. Она имеет вид безобразной женщины с распущенными волосами, птичьими ногами и клювом. Она приходит в дом, где дети. Оберегом от нее служат специальные курильницы.

Образ Хайнатум, вероятно, восходит к демонице Лилит еврейского происхождения. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей. Три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли роль в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак.  Следует отметить, что шумерский демон Лилиту и еврейский демон Лилит нередко изображались летящими и с птичьими лапами. Мотив распущенный волос, наблюдающийся у Лилит и Хайнатум, указывает на то, что в европейском фольклоре женские демонические персонажи изображались с распущенными волосами.

           

Адам, Ева и Лилит. Манускрипт

С Хайнатум может сближаться иракский демон дами, великаншей, нападающая на людей и поедающая их, на которую также повлиял образ Ламашту. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным.

С Хайнатум может сближаться другой еврейский демон, убивающий детей, а также пьющий их кровь – Эстри, чье имя произошло от стриксов, демонических сов-сипух.

Лангсуир

Поверья, связанные с вампирами, широко распространены среди малайцев. Вампир Лангсуир появляется в облике совы с огромными когтями, которыми зловеще царапает по крыше.

Согласно легендам, реальная Лангсуир была женщиной необыкновенной красоты, которая умерла от шока при известии о том, что ее новорожденный ребенок стал вампиром. После смерти она взлетела на дерево. Она всегда носила ярко-зеленое платье. Ее острые когти были похожи на когти европейского вампира. У нее были длинные черные косы, которые доходили ей до щиколоток, но они служили для того, чтобы прикрыть отверстие на затылке, с помощью которого она сосала кровь детей.

     

Изображение из книги «Малайская магия», 1900

Если женщина умирает при родах, как до, так и после рождения ребенка, до истечения сорока дней она считается в народе Лангсуир. Этот вампир также сближается с европейской Белой Дамой или ирландской Банши. Чтобы не допустить превращения женщины в вампира, в рот покойнице кладут несколько стеклянных бусин, под каждую руку помещают куриное яйцо, а в ладони втыкают иголки. Считается, что, если проделать этот обряд, умершая не превратится в Лангсуир.

Окраина города

Демоны, призраки, ведьмы предпочитают селиться в местах, враждебных человеку. Как правило, это окраины городов, старые города, заброшенные места, районы вблизи кладбищ, пустоши и т.п.

Окраины городов считались опасными местами, в которых селились демонические существа.

 Одним из таких существ является персонаж английской сказки Мистер Майка, промышлявший людоедством.В сказке мальчику Томми запрещено было убегать с улицы, так как Мистер Майка жил на окраине города, либо в пустоши рядом с городом.

В иракском фольклоре дами является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

Местообитанием кровожадных упырей арабского фольклора гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов.

Окраина города является своего рода загробным миром для появившихся в ней путников, так как ее населяет нечистая сила.

Вампиры Вавилона и Ассирии

Народы Вавилона верили в существование темных и злых сил, злых духов и привидений. Их жертвой мог стать заблудившийся человек, который забредал один, в особое место, где подвергался нападению. Вавилоняне считали злыми духами прежде всего тех, кто не мог упокоится в своей могиле и поэтому постоянно выходил на поверхность и слонялся по земле, вторыми считались ужасные существа, которые являлись наполовину демонами, наполовину людьми. Третий класс составляли черти, которые могли вызвать ураган или песчаную бурю, а также наслать на людей чуму и другие эпидемии.

Злой демон Утукку был призраком, который практически все время выступал как злая сила, потому что он был одним из тех, кого вызывали из мертвых.

         

Иллюстрация Мэтью Демино

Экимму – это душа умершего, которая не может обрести покой и скитается по земле, ожидая случая, чтобы схватить живого человека. Особенно она любит прятаться в пустынных или зловещих местах. Если умершего забыли и на могилу не принесли подношений, голод и жажда заставят его дух выбраться из Подземного царства в поисках пищи, в которой он нуждается. Как и вампиры в Восточной Европе в наши дни, Экимму вавилонян был очень навязчивым духом, и изгнать его было крайне сложно. Если он не мог обрести покой в подземном мире, он вскоре возвращался и преследовал тех, кто при жизни общался с ним.

У ассирийцев считалось, что Экимму может появляться в доме. Как и вампир, он может проходить сквозь стены и двери. За ним следуют разнообразные несчастья, в том числе разрушение дома, и редко его владелец, если не вся семья, не умирает через некоторое время.