Рубрика: вампиры

Ачери

Согласно верованиям индийцев, ачери – это дух маленькой девочки, предвещающий болезнь, особенно у детей. Этот дух живет на вершинах гор и ночью спускается в долины, чтобы заразить болезнями свои жертвы, набрасывая на них свою тень. Считается, что маленьких детей можно защитить от ачери с помощью красной нитки, завязанной вокруг шеи, подобно тому как европейцы защищались от колдовства и воздействия злых духов и ведьм с помощью разного рода красных амулетов.

Иллюстрация Роберта Ингпена

Вихрь в русском фольклоре

Вихрь в русских поверьях, как правило, является либо нечистой силой, имеющей облик вихря, либо обитающая в вихре. В сказках вихрь уносит царевен.

Согласно общераспространенным поверьям, вихрь – вместилище нечистой силы. Облик сосредоточенных в вихре нечистых часто расплывчат, неконкретизирован. В вихре могут помещаться леший, покойники, черт, дьявол. Так, леший не только лесной, но и стихийный ветровой дух: он может вызывать вихрь, быть вихрем. Леший в облике вихря уносит с собой проклятых людей. При этом он может проникать в дома и уносить людей, а также младенцев, которых прокляли родители.

В облике сильного ветра, вихря представляли умерших неестественной безвременной смертью. Несущиеся вихрем покойники могли принимать и традиционные для вихря, ветра облики летящих коней.

Приобщаемые своей особой смертью к нечистой силе, покойники принимали ее облик, служили ей, сами становились частью стихийных сил, в том, числе вихря.

В результате вихря могла образовываться ведьмина метла – скопление веток на березе.

Сберечь от вихря мог воткнутый под крышу можжевельник, считающийся святым растением. Также помогали молитвы.

Мотивы, связанные с присутствием нечистой силы в ветрах и вихрях, встречаются и в китайском фольклоре. Так в истории 18 века, когда свадебная церемония проезжала мимо кладбища, подул сильный ветер, который поднял плотное облако пыли, в котором обитала нечистая сила, сходная с вампирами. Появление облака пыли совпадает с описанным в славянских легендах туманом, в котором прячется вампир.

Картина Ф.А. Малявина. Вихрь

Кара-Умай

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Умай – в мифологии древних тюрков богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие.

КАРА-УМАЙ — злой дух, который причинял вред ребенку, принося различные болезни и несчастья. К примеру, трудные затянувшиеся роды объяснили тем, что в чрево матери проникал злой дух АЙЗА, который задерживал появление ребенка на свет. В таких случаях шаман призывал мать УМАЙ, прося ее защитить ребенка, а злого духа уговаривал отпустить ребенка.

Образ Кара-Умай может сближаться с образом албасты тюркских народов, существом, опасным для рожаниц и родившихся детей. Считалось, что албасты может наслать болезнь, ночные кошмары. В мифах она крадет легкие рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Образ албасты восходит к образу богини Умай.

Персонажем, близким к Кара-Умай, относится и Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

Кара-Умай также сближается со злым духом турецкого фольклора Омаджи, которым пугали детей. В Омаджи трансформировался образ тюркской богини Умай.

Жалмауыз кемпир

У тюркских народов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Она людоедка, похитительница детей; в образе легкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына. Образ жалмауыз кемпир восходит к культу богини-матери, так как людоедки присущи черты шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража страны мертвых.

Разновидностью жалмауыз кемпир является демон мите, представляющийся старухой в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь, а когда жертва ослабевает, мите ее съедает.

Жалмауыз кемпир может сближаться с таджикскими кампир, женскими духами, персонифицирующими явления природы. Согласно одному из преданий кампир имела сорокоухий котел, в котором варила попадавших к ней людей. В некоторых районах Таджикистана известна кампир Оджуз – старуха-мороз.

Иллюстрация Самал Кантар

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Гелиотроп

Камень гелиотроп использовался колдунами и ведьмами в своих ритуалах для наложения чар. Гелиотроп оберегает здоровье, отгоняет ночных демонов, защищает от обмана и успокаивает. Гелиотроп использовали для гадания, предсказания природных бедствий, таких как бури, землетрясения и наводнения. Истолченный в порошок, он использовался в медицине. Древние греки верили, что этот камень падает с небес.

Волкодлак

В славянской мифологии это человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. Приметой волкодлака является заметная от рождения шерсть на голове. Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в Центральной России их чаще всего называют оборотнями.

Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, перевернувшись через воткнутый в пень топор. Нередко волкодлаки убивали девушек, посетив под видом добропорядочных парней вечеринку. Также они нападают на скот и распространяют повальные болезни. Считалось, что волкодлак становился упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой.

Образ, подобный волкодлаку, есть в верованиях других народов. Так, в германской низшей мифологии распространены верования в верфольфа, человека-оборотня, становящегося волком и по ночам нападающего на людей и скот.

Волколак. Иллюстрация Дениса Гордеева

Об упырях

У славян поверья об упырях преимущественно уцелели на Украине и в Белоруссии. Это мертвецы, бывшие при жизни своей колдунами, вурдалаками и людьми. Отверженными церковью, каковы самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями дети. В глухую полночь выходя из могил, где лажат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь из сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Зубы у него словно стальные клыки и сокрушают всякие преграды. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывает кровь ребенка и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петухов заставляет упыря мгновенно исчезать и повергает его, окровавленного, наземь – в совершенном бесчуствии.

Рисунок Бориса Забирохина

Соль

Благодаря своему белому цвету соль издавна ассоциируется с жизнью и здоровьем и считается проклятием для демонов. Соль, предохраняющая от разложения, противостоит разрушительной природе демонов. Она представляет элемент земли и играет основную роль в магии и почитании.

Как утверждают народные поверья, соль может служить для отпугивания ведьм, поэтому ее следует использовать для защиты от колдовства, сглаза, колдунов и демонов, а также разрушать действие злых заклинаний. В средние века предполагалось, что ведьмы не могут есть ничего соленого. Когда хотели снять заклятие, наложенное ведьмой, воровали черепицу с крыши ее дома, окропляли соленой водой, а затем раскаливали на огне, повторяя при этом магические заклинания. Одним из методов выявления ведьм была жалоба женщины на пересоленную пищу.

В христианстве соль символизирует неподкупность, вечность и блаженную мудрость. Места, на которых собирались строить церковь, , обычно освящали солью и святой водой. Христианский обряд благословения солью и водой воплощает в себе представление о здоровье и изгнании злых духов. Соль часто клали в гроб к умершему, чтобы уберечь его душу от демонов на ее пути в загробное царство.

Владимир Стожаров «Хлебсоль и братина»

Вампиры в индуисткой мифологии

В индуистской мифологии есть верования в существ, сходных с вампирами. Это бхуты и веталы, демонические существа, принадлежащие к свите бога-разрушителя – Шивы.

Бхуты враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом. По суеверным представлениям – бхуты – оборотни, принимающие облик свиней, лошадей, великанов…

Веталы – злые духи, вампиры, живущие в деревьях и на кладбищах, способные вселяться в трупы.

Бхуты и веталы могут сближаться с гулями арабского фольклора, опасными существами, жившими в пустыне, нападающими на путников, пьющими у них кровь и пожирающими их.

Местообитанием гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

У тюркских народов тоже есть верование в духа, живущего на кладбище, гюль-ябани. У таджиков считается, что гюль-ябани обитает в пустынных местах либо в горных лесах.

.

Рисунок Курта Комода