Рубрика: тюркская мифология

И снова про облака

Облака играют большую роль в мифологии и фольклоре, так как их вид наводит на сверхъестественное.

В мифологии казанских татар злой многоголовый дракон аждарха живет на морском острове, на который его переносит облако.

Дракон Балаур в румынской мифологии чаще всего живет в облаках.

Бог грома в западносемитской мифологии Ваал часто описывался скачущим на облаке.

Волшебник Мерлин был заключен феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды, располагающейся на облаках.

В греческой мифологии представлена богиня облаков Нефела, являющаяся матерью Фрикса и Геллы, которых хотела погубить их мачеха Ино. Своими кознями Ино вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от нее, потребовала принести Фрикса и Геллу в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей, окутав тучей, она отправила их на златорунном баране в Колхиду. Однако Гелла погибла в пути, упав в воды пролива, получившего имя – Геллеспонт, а Фрикс достиг владений царя Ээта в Колхиде.

Албыс

В тувинском и алтайском фольклоре есть поверья о ведьме Албыс. Это демоническое существо связано с водной стихией и обитает вблизи водоемов, рек, ручьев, озер, омутов. Часто появляется перед охотниками в лесу и может с ними сожительствовать. Но как правило, очень опасна. Имеет длинные распущенные огненно-рыжие волосы, длинные, обычно перекинутые за плечи, груди, железные нос и когти. Если в Албыс выстрелить, то она превратится в кусок желтого войлока.

Образ Албыс восходит к тюркской албасты, которая представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. В татарских сказках албасты может носить красные одежды. Примечательно и то, что Албыс имеет рыжие волосы. В данном случае красный цвет, присутствующий в облике этих демонических персонажей, указывает на культ древней богини плодородия либо богини-матери, к образу которой восходят Албыс и албасты. Наличие желтых волос может сближать албасты с тюрской богиней земли и плодородия Умай.

Гуйму – мать бесов

В древнекитайской мифологии есть упоминание о Гуйму, матери бесов.

В преданиях говорится, что она живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их. У нее голова тигра, ноги дракона, брови четырехпалого дракона, глаза водяного дракона.  Образ Гуйму древний и может сближаться с древними женскими божествами народов Сибири и Центральной Азии.

       

Картина Ван Симэна

Одним из таких персонажей является Маяс Хара или Черная Маяс в бурятских мифах. Это злая небесная бабушка, вместе со своими 13 сыновьями и 7 дочерями, олицетворяющая силы зла.

У хакасов верят в Кара-Умай, которая выступает антагонистом тюркской богини плодородия золотоволосой Умай. Кара-Умай была связана со смертью детей в младенческом возрасте и ее выгоняли с помощью шамана.

Еще один персонаж, с которым сближается Гуйму, это Албыс, алтайский или тувинский аналог ведьмы, локальная разновидность тюркского злого духа желтоволосой девы Албасты. Албыс очень опасна. У нее длинные большие груди, рыжие волосы, медные нос и когти. Она может проникнуть в человека, отчего его поразит тяжелая болезнь.

Китайские демоны гуй

В древнекитайской мифологии гуй являлся духом умершего, однако с распространение буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Согласно народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их.

Гуй может стоять с бамбуковым шестом, чтобы заманить людей в лодку, а также поджидать детей на перекрестке, насылать болезни, убивать людей в тюрьме.

             

Иллюстрация Мэтью Майера.

В большинстве случаев гуй – это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненном на родовом кладбище. Считается, что гуй боится крика, чтения конфуцианской литературы и буддийских книг, персикового дерева и амулетов. Тростник тоже помогал от этих демонов: его привязывали к телу невесты, едущей в дом мужа.

Не смотря на то, что красный цвет в китайской культуре имел положительное значение, а именно – жизнь и процветание, рост и достижения, гуй часто изображались в храмах, а также на народных картинах с рыжими волосами и часто красными.

В Китае в период позднего средневековья родилось представление о трех девах – Юнь-сяо, Цюн-сяо и Би-сяо, которые используя даосские магические приемы, творили зло, за это они были приговорены к смерти и назначены Верховным Владыкой Тайшан духами отхожих мест, которые могут быть близки к гуй. В японских городских легендах встречается близкая к ним Ханако-сан, дух трагически погибшей девушки, появляющейся в туалете и причиняющей вред людям.

Вампиры в тюркском фольклоре

В тюркском фольклоре встречаются существа аналогичные европейскому вампиру.

У казанских татар, татар-мишарей, западно-сибирских татар и башкир распространены поверья об убыре, кровожадном демоническом существе, заменяющему колдуну душу, которую тот продал шайтану (черту) и управляет им при жизни. Также убыр считается духом умершего колдуна или самоубийцы. Колдуна, в котором поселился убыр, называли убырлы кеше или убырлы карчык. По ночам убыр покидает тело колдуна и принимает образ огненного шара, огненного колеса, собаки, кошки, свиньи, иногда человека, ни имеющего сзади плоти. Он сосет молоко у коров и кобылиц, отчего те болеют, пьет кровь у скота, насылает болезни на людей. После смерти убырлы-кеше убыр живет в его могиле, выходя по ночам наружу через отверстие в ней, и продолжает приносить вред. Чтобы уничтожить убыра, надо вбить в могилу, где он живет, дубовый кол. Это очень сближает убыра с западно-европейским вампиром, которому необходимо было вбить осиновый кол для его умервщления.

Название «убыр» восходит к общетюркскому «обур», обозначающее «засасывать». Слово «убыр» проникло в славянскую мифологию в виде слова «упырь», обозначающего заложного покойника, выходящего из могилы и пьющего кровь людей.

Близким к убыру персонажем у тобольских татар и башкир считался мяцкай, злой демон, дух умершего колдуна, покинувший кладбище и продолжающий жить среди людей. Считалось, что внешне он неотличим от живых, но иногда можно заметить, что у него длинный свисающих до земли красный язык. Мяцкай летает по ночам в виде огненного шара над землей, пьет кровь из людей, насылает болезни, эпидемии.

В представлении туркмен, узбеков Хорезма, башкир и казанских татар имеется демонический персонаж ювха, связанный с водной стихией. Ювха – прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много лет, дракон аждарха. Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например, не смотреть, как она расчесывает волосы, не гладить по спине, не совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на ее спине, видит, как, рсчесывая волосы, она снимает голову. Если не погубить ювху, она съст своего мужа, но убить ее можно только в безводном месте. В башкирском фольклоре змеедева ювха по ночам пьет у мужа кровь, пока не истощит его полностью.

         

Лариса Рябинина. Ювха

Ювху по своей кровожадности и наличию змеиных признаков можно соотнести с демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Согласно европейскому и славянскому фольклору ламии обитали не только в пещерах, но и в озерах, т.е. были связаны с водной стихией. Ламии также завлекали мужчин и выпивали их кровь.

       

Борис Валледжо. Ламия

Существом, близким к убыру, является упар в мифах чувашей. Согласно мифам в вупар при помощи живущего в домах беса ийе превращаются старухи-колдуньи. Принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, вупар наваливается на спящих, вызывая удушье, и кошмары, насылает болезни.

Аждарха

В тюркской мифологии аждарха – это демон, чаще всего представляющийся в облике многоголового дракона. В аждарху превращается змей, проживший много лет. В наиболее распространенных легендах этот дракон грозит населению гибелью. Герой спасает людей от аждархи. Иногда аждарха принимает образ огненного змея, пробирающегося в дом к вдове в образе ее умершего мужа и сожительствует с ней, постепенно губя женщину. В славянских поверьях широко распространены легенды про огненных змеев, принимающих вид близких людей женщины, а оберегом от них служила данная священником молитва.

В башкирских легендах аждарха превращается через много лет в демона – ювху. Это существо в облике женщины, соблазняющей мужчин, затем выходящей за них замуж и в течение сорока дней убивающей их. Ювха связана с водной стихией, а потому аждарха в башкирских легендах живет на дне озера.

           

                Картина Алексея Фанталова

Образ аждархи восходит к древнеиранскому дракону Ажи-Дахаке, имеющему ведийские (змей глубин Ахи Будхнья) и древнегреческие (змеедева Ехидна) этимологические параллели

Старуха-убыр

В татарском и башкирском фольклоре встречается персонаж Старуха-убыр.

В татарской и башкирской мифологии убыр – это существо, питающееся кровью живых людей и животных. Как правило, он является заложным покойником. Может оборачиваться в животных и предметы. Название «убыр» восходит к общетюркскому «обур», обозначающее «засасывать». Слово «убыр» проникло в славянскую мифологию в виде слова «упырь», обозначающего заложного покойника, выходящего из могилы и пьющего кровь людей.

В сказках также встречается персонаж, сходный с Бабой-Ягой. Это Старуха-убыр, живущая в самой лесной глуши и промышлявшая людоедством. Ее жертвами становились путники, случайно оказавшиеся в чаще леса. Старуха-убыр обладает огромной силой и может превращаться в животных.

                         

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

В сказке «Гульчечек» сын Старухи-убыр украл из деревни красивую девушку и привез ее в дремучий лес и стали они жить со Старухой-убыр. Девушка Гульчечек воспользовалась случаем, когда ведьма ушла на всю ночь и забыла запереть дверь, и убежала. Сюжет сказки напоминает русскую сказку «Гуси-лебеди», так как Гульчечек просила вяз укрыть ее в своем дупле, а затем озеро – огородить ее своими водами от ведьмы.

                   

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

 При этом Старуха-убыр в сказке «Гульчечек», когда осуществляла погоню за девушкой, превращалась в волка, что может сближать ее со славянским вурдалаком и германским бервольфом.

                     

Иллюстрация к сказке «Гульчечек»

В одной из татарских сказок Старуха-убыр просит девушку помочь ей по хозяйству, а также поухаживать за ней. Девушка добросовестно выполняет свои обязанности, за что Старуха-убыр дарит ей зеленый сундук, содержащий богатства, на которые можно жить. Зеленый цвет в татарском фольклоре является цветом ислама и означает благосостояние, так как зеленым цветом обозначался рай в ислам, а также сады Ирема. Это был один из любимым цветов пророка Мухаммеда.

Жизнь Старухи-убыр в лесу может означать, что она, подобно Бабе-Яге, является стражем границы мира живых и мира мертвых.

Особая информация о татарском фольклоре отражена в сборнике татарских сказок, которые можно почитать здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Fsbornik%2Ftatarskie-skazki%2F

Ювха

В мифологии тюркских народов Ювха является злым демоном в облике дракона или змеи, который может принимать образ красивой девушки, соблазняющей мужчин. В Ювху превращается через большое количество лет многоголовый дракон Аждарха тюркской мифологии. Образ дракона Аждархи восходит к древнеиранскому Ажи-Дахаке. Таким образом Ювха имеет иранские корни. На это может указывать и то, что эта женщина-змея принимает образ прекрасной пери, восходящей к иранской пари (фея), о которых я буду неоднократно писать.

Ювха выходит замуж, ставя мужу ряд условий: не смотреть, как она расчесывает волосы, не гладить ее по спине и т.д. Если муж нарушает ряд условий, то обнаруживает змеиную чешую у нее на спине. Более 40 дней Ювха с мужем не живет. Она его съедает. Так как она связана со стихией воды, уничтожить ее можно в безводном месте.

                             

Лариса Рябинина. Ювха.

В башкирском фольклоре змеедева называется Юхой. Она выходит замуж за мужчину, соблазняя его своей красотой, а потом по ночам пьет его кровь, пока не истощит его полностью. Уничтожить ее можно, предав огню, а разоблачить – с помощью соленой пищи, так как Юха по ночам в виде змеи ползет к реке, чтобы утолить жажду.

Ювху по своей кровожадности и наличию змеиных признаков можно соотнести с демоном Ламией, вера в которого прошла через все Средневековье. Согласно европейскому и славянскому фольклору ламии обитали не только в пещерах, но и в озерах, т.е. были связаны с водной стихией. Ламии также завлекали мужчин и выпивали их кровь.

                           

Борис Валледжо. Ламии.

Ювха может сближаться и с феей Мелюзиной, которая, выходя замуж, ставила мужу условие не смотреть на нее в субботу, так как в этот день она проводила в облике змеи, а ее мать фея Авалона Пресина купалась в облике дракона.

                       

Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Змеиные черты в Ювхе свидетельствуют о принадлежности этого демона к хтоническому миру, который может ассоциироваться либо с водой, либо с землей.

Образ демона Юхи описывается в башкирских сказках, которые вы можете приобрести здесь https://f.gdeslon.ru/cf/3f40f19b50?mid=78716&goto=https%3A%2F%2Fwww.litres.ru%2Frim-valiahmetov%2Fgolosa-bogov-kniga-pervaya-bashkirskie-narodnye-skazki%2F

Су анасы

В фольклоре тюркских народов часто встречается водяной дух в женском обличье. Она живет на дне водоема в своем подводном жилище, а в полночь садится на мостик над водой и расчесывает свои волосы золотым гребнем.

Фонтан Су анасы в Казани

Как правило, этот водяной дух вред людям не причиняет, но может наказать за неуважение к ней либо к стихии.

Образ су анасы ведет начало с древних времен, когда тюрки поклонялись божеству воды Суб. Су анасы, в отличие от славянских русалок,  является не заложным покойником, а духом местности.

Су анасы может иметь внешность старухи с волосами цвета родника. Героиня стиха Габдуллы Тукая «Су анасы» имеет неприятную внешность:

«Золотым блестящим гребнем под зеркальною водой

космы ведьма продирает прядью тешется седой.»

В данном произведении ребенок похищает у водяного духа золотой гребень, а су анасы преследует его за это. Мать ребенка заставляет вернуть духу принадлежащую ему вещь. На этом агрессия ведьмы прекращается.

Гостинично-ресторанный комплекс «Кырлай». Изображение Су анасы.

В других произведениях су анасы представляется в виде молодой обнаженной черноглазой девушки с волосами цвета воронова крыла. Также ее нередко называют «прекраснейшая из женщин». Ее часто рисуют прекрасную и в сине-зеленой гамме, что имеет сходство со славянскими русалками.

В фольклоре сибирских татар су анасы представлялась как женщина с длинными зелеными, желтыми или золотыми волосами, сидящая на берегу реки и расчесывающаяся золотым гребнем.

Желтые и золотистые волосы су анасы могут указывать на сходство с вредоносным духом тюркских народов албасты, вредящим рожаницам, который еще называется «желтоволосой девой». Данный цвет волос, редко встречающийся у представителей данной группы народов, может указывать на принадлежность существа к потустороннему миру.

С су анасы можно связать и русалку из крымской легенды о красавице Арзы и разбойнике Али-Бабе. Девушку Арзы перед свадьбой похитили разбойники и доставили во дворец турецкого султана. Для красавицы это была большая трагедия, так как была утеряна связь с родиной и молодым человеком, которого она любила. Арзы стала наложницей гарема и вскоре ее жизнь оборвалась от тоски.

«Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме, дичилась жён, рабынь, евнухов и таяла не по дням, а по часам. Родила Арзы мальчика, но не принёс он облегчения её душе. Ровно через год с того дня, когда руки разбойников схватили её на далёком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арзы с ребёнком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора.

В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора.

Мисхорская русалка.

С тех пор один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, начинал фонтан струиться сильнее, и в этот же час из тихих волн появлялась русалка с младенцем на руках. Она подходила к фонтану, жадно пила воду, играя со струёй, смачивала руки и волосы, ласково гладила камни, сидела на берегу, задумчиво всматривалась в морской простор, глядела на родную деревню. А потом, тихо опустившись в волны морские, исчезала до следующего года…»

Отличие су анасы от данной крымской русалки в том, что Арзы стала заложной покойницей, а су анасы была духом местности и имела функции защитницы и покровительницы.