Рубрика: славянская мифология

Моховик

Это лесной дух, обитающий среди мха, дух, обитающий в моховом болоте.

Сведения о моховике скудны. В некоторых районах России говорили, что моховик –самый маленький из лесовиков, подчиненный лесному царю.

 

Картина Владимира Менка

Лесной хозяин

Лесной хозяин в русском фольклоре является олицетворением леса. В отличие от черта лесной хозяин не может обидеть человека без причины. Он является праведным существом. К нему можно было обратиться с жалобой на других лесных духов.

Согласно поверьям, лесной хозяин с виду похож на человека, только синеобразен, то есть кровь у него синяя.

Следует отметить, что синим, синеобразным, принадлежащим к темному или иному, таинственному миру могли представляться разные существа. Синюю кровь могли иметь лесные духи. Синеобразны иногда и водяные, а также болотные, подземные духи в поверьях горнодобытчиков Урала (девка Синюшка).

Картина И.И. Шишкина

Оплетай

В поверьях Южной Сибири – монстр, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью. Оплетай караулит с деревьев путников, и бросаясь на них, сначала оплетает руками и ногами, а потом, прокусив шею, высасывает кровь. Таким образом, оплетай сходен с русским упырем. Однако мотив оплетания человека для русских поверий об упырях не характерен.

Следует отметить, что в персидском и арабском фольклоре содержаться сведения о существах, которые оплетали людей и наносили им вред. Таким образом, поверья об этих существах могли распространиться в Сибирь и потом войти в русский фольклор.

Иллюстрация Руслана Слободина

Омутница

Это русалка, обитающая в речных и озерных омутах. Омутницы любят селиться в самых глубоких и опасных местах реки, озера, в том числе омутах с черной стоячей водой и особенно у мельниц. Поэтому омуты называются темными. Как правило, омутница – это русалка, живущая в воде или около воды, лохматая, черная. Она вылезает из воды и чешет волосы.

Следует отметить, что омутница сближается с русалкой-болотницей, но в отличие от последней не является красавицей, а предстает «страшной» русалкой, сходной с духом тюркского фольклора албасты, имеющей безобразную внешность.

Иллюстрация Лидии Магоновой

Шестиха

Это лесная русалка. Как правило ее видят сидящей на дереве в красном платье. Она, как и все русалки, опасна.

Следует отметить, что красный цвет одежды этих существ не случаен. В отличие от спокойного белого цвета, тревожный красный, цвет огня, насыщен жизнью и силой. Это цвет боли, крови, насилия, адского пламени. Красный цвет защищает от колдовства и злых сил, но и свидетельствует об их присутствии.

Одетыми в красные одежды, сарафаны и юбки в ряде районов России представляют русалок. Но это особая категория русалок – проклятые девушки и полуверицы. С ними практически идентичны шутовки, которые нередко одеты в красное.

Лесные девки и лешачихи часто одеты в красную одежду.

Шестиха может быть сходна с уводной, злым лесным духом в славянском фольклоре, обитающем в лесу и уводящем людей. Чаще всего это девушка в красном сарафане, под красной шалью. Она приманивает людей и уводит их.

   

В. Прузсковский. Русалки

Коловертыши

В русском фольклоре это существа, помогающие ведьмам, колдунам, приносящие в дом достаток.

Как правило, коловертыши это фантастические существа, помогающие ведьмам, похожие на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот мешок коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а иметь и облик кошки, обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей.

В некоторых районах России коловертышем именуют и кошку-оборотня и существо, приносящее в дом достаток.

О нечистой силе

Кроме крестного знамения, молитв, молебнов, святой воды, от нечистой силы ограждали многочисленные заговоры. Нечистые не любят запаха чеснока, а также целого ряда растений и трав (чертополоха, плакун-травы, петрова креста, адамовой головы, одолень-травы и т.д.).

Нечистая сила может постоянно присутствовать в доме, в любой момент готова войти в непокрытую кадку с водой.

Негативные характеристики нечистой силы расплывчатого облика сложились под влиянием дохристианских мифологических представлений (неясного обличья существа и силы понимались как причины или воплощения негативных событий.

Представления о нечистой силе в доме сложились на основе дохристианских понятий о сверхъестественной силе как о неизбежно и необходимо сопутствующей жизни человека. Нечистые, обитающие в доме, могут не только навредить, но и помочь людям.

О внешнем виде русалок

Согласно поверьям, русалки носятся по рощам и с грохотом катаются по траве и дорогам, и хохот их далеко раздается в глубине лесной чащи, волосы у них обыкновенно зеленые или увенчанные зелеными венками, чешская водная нимфа носит легкую зеленую одежду и белое покрывало, усыпанное жемчугом.

Лицо русалки исполнено несказанной, пленительной красоты, всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, глаза – голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами, но вместе с тем, во всем ее теле замечается что-то воздушно-прозрачное, бескровное, бледное. Русалки большей частью представляются семилетними девочками, есть между ними и взрослые девы, с полными, хорошо развитыми и белоснежными грудями, но это несчастные утопленницы, осужденные по смерти быть русалками. С русалками могут купаться одни ведьмы; а крещеные люди, решаясь на это, гибнут в омутах. Поселянам случалось видеть, как русалки, сидя у колодца, расчесывали гребнем, сделанным из рыбьей кости, свои русые или зеленые косы.

Иллюстрация Михаила Чернодедова

Почему в славянском фольклоре ничего не говорится о горном обиталище русалок

Колодцы, реки и моря, населенные русалками, составляют не более как смутное воспоминание о небесных дождевых источниках, это подтверждается и тем, что наряду с водами фантазия населяет ими горы и леса и таким образом роднит их не только с водяными, но и с горными и лесными, т.е. грозовыми, духами. Предание о горах, как обиталищах русалок, почти позабыто на широких равнинах Руси, потому что отсутствие горных возвышений лишило это древнемифическое представление необходимой для него обстановки и не позволило ему развиваться в целый ряд поэтических сказаний, какие мы можем встретить у других славян. В поверьях Галиции говориться, что они пляшут и веселятся в горах, а русалки-мавки обитают на горных вершинах, чехи называют высокие скалы бабьими горами. Эти бабьи горы слились в народном воображении с возвышенными, нагорными берегами рек. То же самое можно сказать о древних русалках-берегинях, которым приносились требы. Древнейшее значение слова «брег», «берег» есть гора, а потому название берегиня могло употребляться в смысле горыня и служить для обозначения дев, блуждающим по берегам рек и потоков.

Рисунок Алены Клементьевой

Алатырь-камень

В русских средневековых легендах камень, наделенный сакральными и целебными свойствами. В стихе о Голубиной книге и русских заговорах ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, на острове Буяне, на нем стоит мировое древо, или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны.

По одним преданиям камень лежит на Буяне, по другим – в океан-море. В нем заключена сила жизни, следовательно, сила светлая, благотворная, он горит и не сгорает. Этот смысл, заключенный в мифе о камне-алтаре, подтверждается тем отношением, в какое поставили его предания с огненным змеем, олицетворившим в себе ту же плодотворную, творческую силу, ниспадающую с неба в виде молнии. В заговорах представляется змей огненный, лежащий на алатыре: Гарафена-змея лежит на руне, а руно на златом камне под липовым кустом у дуба, который ни наг, ни одет. И камень, и змей хранят силу заклятий, ибо под ними скрываются ключи заговоров. В народе существует поверье, что на Воздвиженье змеи собираются в кучу в ямах, ярах и на городищах: там является белый, светлый камень-алатырь. Змеи излизывают его весь и тем насыщаются на целую зиму.

 

Картина В. Королькова