Рубрика: славянская мифология

Местопребывание нечистой силы в русском фольклоре

Самые распространенные места пребывания нечистой силы – это дороги, межи, перекрестки, распутья дорог. Ими могут быть и околицы. Традиционные места обитания являются труднодоступными, непроходимыми или пустынными. Также существуют пространства, притягивающие к себе злых духов и нечистых покойников. Это церковная колокольня, кладбище, пустые, отдаленные или заброшенные постройки. В крестьянском доме нечистая сила сосредотачивается в хлеве, в бане, в доме у печи, которая связана с покойниками, домовыми, кикиморами и другой нечистой силой.

Злыдни

В восточнославянском фольклоре это злые духи, которые поселяются за печкой и приносят дому несчастья. Злыдни олицетворяют злую судьбу и бедность. Они имеют не вполне определенный облик, могут оборачиваться человеком, ребенком, стариком. Злыдни преследуют людей, вмешиваются в их дела , изменяя их жизнь к худшему. В поверьях, связанных со Святками, злыдни олицетворяют бедность, нищету и зимний мрак.  Чтобы противостоять этим существам, необходимо проявить хитрость и обмануть их.

Голбечник

Это дух, обитающий в печи либо под печью. Голбец – небольшая пристройка, крыша которой используется как лежанка, а внутри находится лестница, ведущая в подполье. Местообитание голбечника характеризует его как существо, связанное с миром покойников, так как гобцом называли не только пристройку в печи, но и надгробный памятник. Нередко голбец строили из камней со стенами и крышею, на вершине которой утверждался небольшой крест.

Гнеток

Это существо, которое по ночам гнетет и давит. Оно может наваливаться ночью, предвещая какие-либо перемены в жизни, а также вызывая ночные кошмары. Может принимать вид какого-нибудь домашнего животного. Чаще всего гнеток мохнатый, с длинными волосами, весь в шерсти, маленький. Иногда его внешний вид не известен. 

Навии

Навии – покойники, встречающиеся в летописи. Для них топили баню в чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников помыться. На пол бани сыпали пепел, на котором обнаруживали следы, похожие на птичьи. Они считались следами навий.

Навии могли посещать дома своих родственников. Навским днем в некоторых районах России именовали Радуницу, один из главных поминальных родительских дней.

Считалось, что навии влияли на бытие живых людей, вредили им, вызывая болезни. Согласно летописям эпидемия чумы в Полоцке приписывалась навиям, скачущим на конях и поражающих смертью жителей города.

В навиях видят злокозненных мертвецов, которые отличаются от близких умерших и предков. От навий защищались с помощью оберегов, магических предметов. Спасала от них также соль.

миниатюра Радзивилловской летописи

Разрыв-трава.

В русском фольклоре чудодейственное средство, разрушающее запоры и узы, а также позволяющее овладевать кладами. Разрыв трава может ассоциироваться с другой магической травой – ревенкой, свойства которой открыл крестьянке огненный змей. Название ревенки происходит от слова «рев», так как данное растение ревет по утренним и вечерним зорям. Эту траву давали порченным людям.

Защита от нечистой силы в русском фольклоре

Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, например, не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок и т.п., заслонять в нужное время окна, завешивать зеркало, а также совершать определенные действия: чтения молитв, очерчивание круга и т.д. Нечистая сила боится крестного знамения, четных чисел, пения петуха и др. Для отпугивания нечистой силы применяются растения-обереги, особенно полынь и крапива, а также железные колющие предметы. Некоторые люди сознательно вступают в союз с нечистой силой, например, совершают гадания, идут на перекресток дорог, в баню или другие нечистые места, лечат с помощью заговоров, насылают порчу. Промежуточное положение между миром нечистой силы и нашим миром занимают люди, продающие душу дьяволу – ведьмы, колдуны, знахари и т.п.

Благой час

Благой час персонифицирует опасное время в славянском фольклоре, в которое происходят несчастья, внезапная тяжелая болезнь. Благой час открыт для игры сверхъестественных сил. Это время может быть непредсказуемо, непросчитываемо. Избежать влияние благого часа можно молясь и положившись на волю Божью. Однако действия благого часа как правило тождественны действиям непредсказуемой судьбы.

Черная папорть

Это наделяемая магическими свойствами разновидность папоротника. Она растет в лесах, около болот, в мокрых местах в лугах, на стебле у него шишка черная. В ночь он пылает как огонь. Чтобы добыть этот цветок, нужно взять обожженный с обоих концов огарок лучины.

К цветку отправляются в Иванову ночь. Согласно поверьям, цветок папоротника показывает клады и прогоняет нечистую силу.

 

Картина А.Саврасова.Тропические растения. Древовидный папоротник.1854.

Плакун-трава

В русском фольклоре это сказочная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Упоминается в заговорах, как чародейское средство, позволяющее повелевать духами, овладевать кладами. Это целебное и отгоняющее нечистую силу растение. Она, как правило, растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров, ее корень собирают в Иванову ночь, из нее вырезают нательный крест.

В народных поверьях плакун-травой может именоваться белая лилия, зверобой, ятрышник болотный, таволга. Эту траву боятся бесы.