Рубрика: славянская мифология

Удельница

Удельница – это дух в облике женщины, губящий родильницу, а также дух, опасный для детей. Это черная женщина с растрепанными волосами. Как правило, показывается у лесных ручьев. Удельницы могут оборачиваться сороками.

Удельница особо опасна ночью, в полдень и на закате. Удельница по своей опасности схожа с обитающей в ржаном поле полудницей. Но в отличие от полудницы удельница связана не со зреющим полднем, а с водой и лесом и напоминает по внешнему виду страшную русалку. Слово «удельница» происходит от «удел», что означает «судьба». Удельница играет роль в судьбе человека, женщины матери и рождающегося дитя.

Невидимые духи в русском фольклоре

Русские крестьяне верили, что окружающий мир насыщен разнообразными силами: лешими, домовыми, русалками. Эти духи существуют с человеком, влияют на их жизнь, но при этом остаются невидимыми. Невидимыми могут быть проклятые, похищенные нечистой силой, пропавшие без вести, а также загубленные матерями младенцы. Эти невидимые духи лишены погребения и незримо скитаются по земле, могут попасть в подчинение к злым духам и исполнять их поручения. Невидимая сила может уводить проклятых женщин в логово русалок, где они становятся у них в услужении.

Домами погубленных детей, ставших невидимыми, часто служат деревья.

Обдериха

Обдериха – дух бани в женском облике. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая, может показываться в виде кошки, живет под полком. Обдериха всегда опасна для находящихся в бане людей. Она душит, задирает моющихся. Кто моется в бане после двенадцати, тот становится жертвой обдерихи: она сдерет с человека кожу, а самого загонет под пол.

Обдериха подменивает оставленных в бане без присмотра детей.

Описывался случай когда обдериха спасла девушку от погнавшегося за ней мертвеца, когда она проходила мимо кладбища. Обдериха спрятала ее с помощью пара в бане и мертвец, не нашедший девушку, вынужден был вернуться на кладбище.

С образом обдерихи может пересекаться шишига, демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы, принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться, а затем запаривает до смерти. Обитающая в бане шишига имеет отвратительный вид.

В великорусских поверьях шишига нередко связана с водой и напоминает русалку. Шишига живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется. Иногда она живет в лесу. Очень любит баню и входит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы.

Обдериха. Иллюстрация Лидии Магоновой

Банник

В славянском фольклоре дух бани. Он бывает невидим ил показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, зайца. Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.

Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью. Банник душит их или сдирает кожу. Банник может подменить оставленного ребенка. Правда, банник иногда может защищать людей от других злых духов, например от навий или упырей.

Согласно поверьям, банник обычно обитает под полком или появляется из-под полка. Он может быть связан своим местопребыванием с каменкой – сложенной из больших камней банной печью.

Баня – одно из самых подходящих мест для поддержания сношений колдующих с чертом.

Банник. Иллюстрация Лидии Магоновой

Гроза

В славянском фольклоре дождь имел положительную символику. Именно дождь оплодотворяет землю. Черные, злые духи часто связаны с пламенем (огнедышащий змей Горыныч, например). А дождь способен потушить огонь или, как в былине про Алешу Поповича, размочить бумажные крылья коня Тугарина, тем самым, способствовать победе богатыря.

   

Константин Маковский.«Дети, бегущие от грозы».1872.

Дивьи люди

В древнерусских легендах это обитатели далеких сказочных земель. Среди них упоминаются многоголовые, со звериными или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде.

В уральских поверьях дивьи люди, обитающие в недрах гор, прекрасны обликом и мудры. У них высокая культура, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди предвещают  обычным людям разные события.

Выражение «дивьи люди» может происходить от слова «див», являющегося в славянской мифологии демоническим персонажем.

Лихо

В мифологии восточных славян – лихо – это персонифицированное воплощение злой доли, горя. Также лихо является нечистой силою.

Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его. Облик лиха, появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях, очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. В сказках лихо предстает в облике худой женщины без одного глаза, иногда – великанши, пожирающей людей, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека.

Одним из вариантов мифологического образа лиха является сказочный персонаж Одноглазка, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычных двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два другие спят).

   

Лихо. Иллюстрация Агунга Вуландана

Болотница

Это красивая молодая женщина, увлекающая людей в болото. Болотница также затаскивает людей в трясину. Как правило, она имеет вид женщины, красивей которой не найдешь в мире, но с гусиными лапами.

В некоторых районах России болотные духи зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей. Люди старались не покупать землю в лесу рядом с болотами, так как болота пользовались дурной репутацией. Болото считалось местом опасным и населенным нечистой силою. В моховых болотах неоднократно видели русалок, схожих с водяницами и болотницами, которые зазывают путников, а потом их губят.

Иллюстрация Виктора Королькова

Покойники

Характер посмертного существования убитых в русском фольклоре может быть блужданием около места своей гибели. Бытие убитых, невинно погубленных может перейти в растения, деревья. Согласно поверьям, незамужние девушки, скоропостижно скончавшиеся, превращаются в тополь, а проклятые матерью – в крапиву. Из косы убитой девушки может вырасти сосна, а из колена погубленной девушки могут расти липы. Погубленные матерями дети могут жить в дуплах деревьев. С растительностью связаны все умершие, так как деревья выступают границей между миром живых и миром мертвых. Удавленников поминали раз в год, насыпая зерно на распутьях.

Дворовой

В русском фольклоре это домашнее демоническое существо, которое живет во дворе и близкое к домовому. Часто представляется днем как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретает цвет волос и облик, приближенный к хозяевам дома. Дворовой может заплетать гривы коням. Он также может показываться в образе крысы, лягушки, змеи. Видеть его можно в дверях хлева. Дворовые заботятся о хозяйстве, но могут обитать в подполье дома.

Также местопребыванием дворового может служить сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей.

 

Иллюстрация Надежды Антиповой