Рубрика: шумерская мифология

Вампиры Вавилона и Ассирии

Народы Вавилона верили в существование темных и злых сил, злых духов и привидений. Их жертвой мог стать заблудившийся человек, который забредал один, в особое место, где подвергался нападению. Вавилоняне считали злыми духами прежде всего тех, кто не мог упокоится в своей могиле и поэтому постоянно выходил на поверхность и слонялся по земле, вторыми считались ужасные существа, которые являлись наполовину демонами, наполовину людьми. Третий класс составляли черти, которые могли вызвать ураган или песчаную бурю, а также наслать на людей чуму и другие эпидемии.

Злой демон Утукку был призраком, который практически все время выступал как злая сила, потому что он был одним из тех, кого вызывали из мертвых.

         

Иллюстрация Мэтью Демино

Экимму – это душа умершего, которая не может обрести покой и скитается по земле, ожидая случая, чтобы схватить живого человека. Особенно она любит прятаться в пустынных или зловещих местах. Если умершего забыли и на могилу не принесли подношений, голод и жажда заставят его дух выбраться из Подземного царства в поисках пищи, в которой он нуждается. Как и вампиры в Восточной Европе в наши дни, Экимму вавилонян был очень навязчивым духом, и изгнать его было крайне сложно. Если он не мог обрести покой в подземном мире, он вскоре возвращался и преследовал тех, кто при жизни общался с ним.

У ассирийцев считалось, что Экимму может появляться в доме. Как и вампир, он может проходить сквозь стены и двери. За ним следуют разнообразные несчастья, в том числе разрушение дома, и редко его владелец, если не вся семья, не умирает через некоторое время.

Драконы Древней Месопотамии

Вавилонское драконоподобное чудовище Тиамат персонифицировало вселенскую тьму. В древнейшей поэме о сотворении мира «Энума элиш» Тмамат названа праматерью всего, что она породила. Она изображалась в виде чудовищного дракона или семиголовой гидры. Супругом Тиамат является Абзу – персонификация мирового океана, первопричина жизни, воплощение первозданной стихии. Честь избавления земли от леденящей тьмы принадлежит верховному ассиро-вавилонскому богу Мардуку. Мардук рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй – землю.

       

Тиамат и Мардук. Барельеф

Тиамат – не единственное драконоподобное существо в мифологии Древней Месопотамии. Бог Мардук использовал в качестве сторожевого пса дракона Мушхуша, созданного Тиамат. Дракон сочетал в себе черты льва, орла, змеи, скорпиона. Дракон Мардука имеет особую известность в наши дни благодаря тому, что его израсцовое изображение сохранилось на знаменитых воротах богини плодородия и плотской любви Иштар в реставрированном комплексе Древнего Вавилона в современном Ираке.

     

Изразцовое изображение на воротах богини Иштар в Вавилоне

В шумерской мифологии божеством, олицетворяющим змею, был Нирах. Он почитался в городе Дер как посол бога Саратана. На цилиндрических печатях встречается его изображение со змеиной нижней частью тела.

Существуют версии, что образ месопотамских драконов проник в Европу, Ближний Восток, Иран, Индию и Китай и повлиял на формирование образов драконов в этих культурах.

Шумерские демоны

Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.

Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.

                   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.

Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.

Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.

Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.

Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

                 

            Рисунок Йигита Короглу. Экимму