Рубрика: русалки

Смерть в русском фольклоре

Высокая женщина в белом – традиционное и наиболее распространенное обличье смерти в русских поверьях. Подобное существо может прямо называться смертью, Белой Бабой, и соотноситься с марой, мороком, полудницей, русалкой.

Неодноплановость обликов смерти отмечена в некоторых поверьях. Смерть может являться в виде седого старичка, двенадцати белых котиков, неожиданно вбегающих в избу и поедающих хозяйский хлеб, трех цыплят, а также скелета.

Смерть может принимать обличья самых разных существ – персонификаций болезней.

Смерть может появляться в облике покойника, а также двойника человека.

 

Картина Жан-Франсуа Милле

Водяная женщина в поверьях жителей Забайкалья

В поверьях жителей Забайкалья водяная женщина может быть красивой или некрасивой, доброй или злой. Живет она в воде и только изредко выходит на берег чесать золотым гребнем свои прекрасные волосы цвета воронова крыла. В это время можно к ней подкрасться и выкрасть гребень, который обладает магической силой. Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной, северо-восточной части России. Образ этот достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь проявляет свое присутствие, возникая и исчезая у воды.

Мотив гребня водяной женщины присутствует также в тюркском фольклоре. Так, водяная татарских поверий су-анасы тоже выходит из воды и чешет свои волосы гребнем. В поэме Габдуллы Тукая мальчик похищает гребень водяной, а она потом не дает ему покоя до тех пор, пока он не возвращает ей его. Примечательно, что в данной поэме су-анасы представлена старухой с волосами цвета родника, в то время в поверьях казанских татар она является темноволосой и темноглазой молодой девушкой, выполняющей функции защитницы города. Однако в представлениях сибирских татар су-анасы имеет золотые волосы, что может сближать ее с другим духом тюркских народов, вредящим рожаницам – албасты.

Иллюстрация Лилии Мустафиной-Хазиевой

Рижница

Это злой дух риги в женском облике. Она обитает в риге – строении, где сушат сноповой хлеб. Видеть ее нежелательно: к несчастью. У рижницы длинные волосы, по своему описанию она напоминает «страшную русалку».

Однако рижницы связаны с миром мертвых, а также с культом предков.

Также рижницы связаны с огнем, печью. Также нередко этот злой дух спасает людей от козней колдунов, ведьм и упырей. Иногда рижница может явится к человеку и предупредить его о том, что его собирается погубить ведьма и предупредить, как спастись от нее.

Картина Василия Куракина

Куда деваются русалки после проводов или осенью?

Согласно поверьям, после проводов русалки покидают леса и поля. Одни крестьяне полагали, что русалки поднимаются вверх и живут на облаках; другие считали, что они уходят под землю и спят там остальное время года; иные думали, что русалки переселяются в реки. Также считалось, что русалки, оставив лес, долго еще остаются на нивах и безмолвно катаются на волнах нив.

В южнорусских и украинских поверьях русалки-мавки осенью уходят жить в деревья и называются древянницами. Живут они в деревьях до весны.

Образ русалки в великорусских и особенно в севернорусских поверьях раздваивается: она и существо, появляющееся на земле лишь в определенное время года, и обитающее у воды и в лесах постоянно («страшную» русалку видят в любое время года, но чаще в сумерках, в полдень, ночью).

Сложный образ русалки в весеннее-летних календарных обрядах, видимо, все же более персонифицирует силы плодородия, природы, он словно бы проступает из воды, земли, растительности.

Образ «страшной» русалки, не включенной в календарный ритм бытия природы и человека, более односложен. Но и «страшная» русалка – существо, влияющее на плодородие, она связана и с землей, и с водой, обладает властью и над стихиями, и над жизнью человека. В севернорусских поверьях «страшная» русалка смешивается с удельницей, которая может влиять на участь роженицы и младенца. Подобные страшные богини сохраняются в верованиях многих народов. Например, Албасты, дух, опасный для родильниц. Ведява (мать воды) в финно-угорской мифологии появляется в полночь и в полдень – душит рожениц, поедает детей, ей приносили жертвы во время родов. Представления о связи воды (реки) и рожениц сохраняются в некоторых областях России вплоть до начала ХХ в. В таких верованиях превалирует связь с водой. Отсюда и влияние на роды, и власть над жизнью роженицы и младенца; длинные волосы, косматость, огромные груди соответствуют о плодородной (в архаическом варианте – и детоубийственной) роли подобных существ.

 

Иллюстрация Ивана Цыганкова

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Петрушка

Это растение ассоциируется со смертью, покойниками и привидениями. Древние греки и римляне считали, что петрушка посвящена мертвым, и сажали ее на могилах. В кельтском фольклоре считали, что петрушка приносит неудачу, потому что связана с мертвыми. Петрушку нельзя было высаживать перед домом, так как это может привести к смерти кого-либо из членов семьи или к тому, что землей овладеет нечистая сила.

Однако петрушка может спасти от нападения призраков Дикой охоты, ведущей свое происхождение из германской мифологии.

В русском фольклоре петрушка являлась травой, дружественной русалкам, которые при произнесении людьми ее названия, сразу набрасывались на несчастных и защекочивали до смерти.

Картина Василия Поленова

Об опасных пространствах, населенных нечистой силой

Согласно представлениям крестьян, есть невидимые опасные пространства, предсказать местонахождение которых почти невозможно, попадание на них нередко ведет к гибели, опасному заболеванию.

Почти все существа, присутствующие в разных отрезках пространства, обычно невидимы, будь то персонифицированные силы природы, покойники, предки, хозяева и т.д. Иногда духи, персонифицирующие разнообразные силы природы, в рассказах крестьян появляются и исчезают. В первую очередь это касается русалок, которые появляются перед какими-либо переменами в жизни людей, например, они плещутся перед утоплением человека. Домовой может появится перед смертью человека. Лесовик и полевик появляются перед бедой. Нечистые духи возникают не только в особых пространствах, но и в самых важных и переходных моментах жизни людей. Они опасны в период от рождения и до крещения ребенка, они портят свадьбу, стремятся завладеть только что умершим человеком.

Лихой час в русском фольклоре

Появление опасных мифологических существ в русском фольклоре соотнесено с определенным временем. Чаще всего это период между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, закат, сумерки, полдень, то есть переходные моменты дня, ночи, ночь, время между закатом и восходом – для темных и опасных сил, существ.

В частности, водяной особенно опасен в полдень, полночь, русалка подстерегает людей в это же время. Время активизации нечистой силы бывает перед восходом, закатом, в полночь, в полдень. Таящее опасности время воспринимается как опасный отрезок пространства, сходный с границей, межой.

В пределах опасных отрезков времени и пространства, чреватых появлением нечистой силы, человек должен следовать ряду правил. Действиями различных мифологических существ объяснялись неожиданные, нежелательные события, случайности. Беды, гибель людей в границах времени предопределены, а не объясняются нарушением каких-либо определенных правил.

Святочницы

Это разновидность русалок, появляющихся во время Святок. По своим характеристикам они сходны со страшными русалками, духами бань и кикиморами-пустодомками. Святочницы с головы до ног покрыты волосами. Появляются в неосвященных избах и банях. Они очень опасны для людей. Спастись от них можно, рассыпав по полу бусы, которые русалки кинутся подбирать, забыв о преследовании людей.

Берегини

В восточнославянской мифологии женские персонажи. Название «берегини» сближается с именем Перуна и со старославянским «пръгыня» (холм, поросший лесом), но может быть связано со словом «берег».

Вера в берегинь была достаточно распространена в Древней Руси. Согласно древнерусским поучениям против язычников славяне осуществляли приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Некоторые исследователи называют берегинь предшественницами русалок.

Сестрам-лихорадкам, дочерям Ирода, приносились жертвы в реку, так как вода, согласно народным поверьям – местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. По предположению Д.К. Зеленина берегини, связанные с водной стихией, были не только прообразами сестер-лихорадок, но и персонификациями болезней.

Иллюстрация Виктора Королькова