Рубрика: русалки

Росомаха

В славянском фольклоре росомахой называется дух в обличье женщины, появляющейся в поле или в лесу. Росомаха обитает в ржаном поле или в коноплях. В.Даль описывает ее как злобного духа со звериной головой, живущего в коноплях.

В поверьях Севера  России росомаха похожа на русалку, которая появляется не только в воде, но и в полях, в лесу. Это женщина с длинными распущенными волосами, обитающая в ржаном поле. Она хватает и уносит забравшихся в рожь детей. Волосы у нее, как правило, черные.

Облик росомахи – женщины с длинными волосами, духа поля и полдня может сливаться с обликом фантастического зверя с длинной золотящейся шерстью. Она может быть духом плодоносного поля или стихийным существом, помогающим зреть хлебам.

   

Картина Джона Уотерхауса

Белая баба

Белой бабой является явление смерти в образе женщины или девушки, предвестница несчастья или трагедии, водяной дух, видение или призрак. Обычно Белая баба является тому, кто скоро умрет.

Образ высокой белой женщины, по видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Белый цвет в славянском фольклоре является цветом смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. К образу Белой бабы приближены образ женщины в черном или в красном одеянии.

Во многих областях России Белая баба связана с водной стихией. Она в рассказах крестьян часто напоминает русалку или является ею.

Образ Белой бабы также сближается со славянским духом-призраком Марой, и поэтому устойчиво соотнесен с предзнаименованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Албыс

В тувинском и алтайском фольклоре есть поверья о ведьме Албыс. Это демоническое существо связано с водной стихией и обитает вблизи водоемов, рек, ручьев, озер, омутов. Часто появляется перед охотниками в лесу и может с ними сожительствовать. Но как правило, очень опасна. Имеет длинные распущенные огненно-рыжие волосы, длинные, обычно перекинутые за плечи, груди, железные нос и когти. Если в Албыс выстрелить, то она превратится в кусок желтого войлока.

Образ Албыс восходит к тюркской албасты, которая представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. В татарских сказках албасты может носить красные одежды. Примечательно и то, что Албыс имеет рыжие волосы. В данном случае красный цвет, присутствующий в облике этих демонических персонажей, указывает на культ древней богини плодородия либо богини-матери, к образу которой восходят Албыс и албасты. Наличие желтых волос может сближать албасты с тюрской богиней земли и плодородия Умай.

Иляна-Косынзяна

В румынских поверьях и сказках одним из ярчайших персонажей является прекрасная фея Иляна Косынзяна. Она является покровительницей цветов и молочных коров. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

                           

Иллюстрация к румынским сказкам

Иляна Косынзяна в румынских сказках является волшебной невестой, которую добывает герой.

                     

Иллюстрация к румынским сказкам

Иногда Иляна Косынзяна в сказках предстает как кровавая царица амазонок. Это может сближать ее с другой феей румынского фольклора – Мама-Пэдурии. Это лесная фея, повелевающая животными, заманивающая мужчин в лес, а потом нападающая на них и пожирающая их. Одежда Мама-пэдурии соткана из мха и листьев.

В румынском фольклоре также распространена в вера в других злых фей, причиняющих мужчинам зло. Это прекрасные иеле, феи воздуха, леса и озер, одетые в белоснежные платья. По своим функциям иеле близки к славянским русалкам и от них помогают те же средства: чеснок и полынь.

Силува

Силува в фольклоре Ирака – водяное существо, обитающее в реках и в пещерах рядом с горными потоками. Ее тело покрыто длинными волосами, груди висят до колен, и когда она хочет накормить своих детей, которых носит на спине, то перебрасывает груди через плечо. По форме силува напоминает женщину, но иногда изображается с рыбьим хвостом вместо ног. Она любит питаться человечиной и в то же время вступает в любовную связь с мужчинами. В легендах она часто берет в заложники понравившегося ей мужчину и удерживает его, делая его своим сексуальным рабом, а затем рожает от него детей.

В связи с тем, что население Ирака имеет генетическую связь с древним населением Месопотамии – шумерами, аккадцами и вавилонянами, то в чертах силувы угадываются черты мифологических персонажей Вавилона и Ассирии. Так, наличие у силувы рыбьего хвоста сближает ее с Оанессом, существом шумерских легенд, вышедшим из моря вблизи Вавилонии и принесшим населению цивилизацию, науку, письмо и закон. Оанесс сопоставляется с ханаанейским Дагоном. Женской формой Дагона в Северной Сирии у ханаанеев и филистимлян была Атаргатис, в которой слились образы ханаанейской богини плодородия и плотской любви Астарты и угаритской богини, связанной с охотой и войной Анат, являющейся сестрой и любовницей западносемитского бога-громовержца Баала.

                         

Оанн из Дур-Шаррукина

Сожительство с мужчинами сближает ее с шумерским демоном-суккубом Лилиту, от которой пошло происхождение злого духа в иудейской демонологии Лилит.

Бразильские русалки иары

Индейцы Бразилии верили в русалок, которых называли иары. Это были опасные искусительницы, заманивающие и околдовывающей своим прекрасным пением молодых людей, а затем губящие их, зацеловывая до смерти. Несчастных жертв потом находили на отмели.

                               

Иара. Иллюстрация Мишеля Робсона

Изображалась иара, как правило, с рыбьим хвостом. Согласно одной бразильской легенде ее пение сопровождалось тем, что с последним лучом солнца тянулись к небу алые розы и золотистый жасмин. Жила она на дне реки. Ее иссиня-черные волосы украшала гирлянда из лиловых цветов.

Поведение иары сближало ее с европейскими сиренами, девами Рейна, чье пение губило людей.

Также образ иары схож с персонажем колумбийского фольклора Ла Патасолой или Ла Тундой, уродливой одноногой женщиной, живущей в лесу, являющейся путников в виде прекрасной соблазнительной девушки, а после того, как она заманит их в лес, выпивающей их кровь и пожирающей их плоть. Одноногость может сближать данное существо с персонажами европейского фольклора, имеющих вместо ног змеиный хвост. Таковой была вампир Ламия, вера в которую прошла через все средневековье.

Русалка Братьев Гримм

Сюжет сказки Братьев Гримм начинается с того, что маленькие дети – брат и сестра играли у колодца и упали в него. На дне колодца жила русалка, которая взяла их в услужение. Не выдержав условий работы, дети решили бежать, когда русалка отлучилась.

В германо-скандинавском фольклоре человекоподобным существом водоемом является ундина, которые могут управлять погодой, насылая дожди, а также управлять самой стихией воды.

                                   

«Ундина», Дж. У. Уотерхаус

Интересен сам факт нахождения русалки в колодце, что может сближать ее с Ундиной Фридриха Де Ла Мотт Фуке, которая полюбила рыцаря Хульбранда, поначалу любившего ее, а потом женившегося на темноволосой красавице Бертальде. Ундину рыцарь прогнал, так как не хотел иметь с нечистью никаких дел. Между тем, Ундина должна была его убить за неверность, однако колодец в его поместье был замурован от русалки и ее сородичей, мечтавших уничтожить рыцаря. Новая жена рыцаря Бертальда велела открыть колодец, так как вода в нем очищала ее кожу, а приход русалки она и не предполагала. Но Ундина пришла через открытый колодец и убила своего любимого рыцаря. Приход русалки из колодца описывается так:

«Камень поднимался все выше и выше, и вот,  почти без помощи людей, медленно, с глухим грохотом покатился по мощеному двору. А из отверстия  колодца  торжественно поднялось что-то вроде белого водяного столба; они подумали сперва, что это и в самом деле бьет фонтан, но потом разглядели очертания бледной, закутанной  в  белое  покрывало  женщины.  Она горько плакала и, в отчаянии заломив руки над головой, двинулась  медленным, мерным шагом по направлению к дому. Челядь  в  страхе бросилась прочь от колодца; мертвенно бледная новобрачная в ужасе  застыла у окна вместе со своими служанками. Проходя под самыми окнами ее комнаты, белая фигура с жалобным стоном подняла вверх голову, и Бертальде показалось, что она узнает бледные черты Ундины. Но та уже прошествовала мимо  тяжелыми, скованными, медленными шагами, как будто шла на плаху. Бертальда крикнула, чтобы позвали рыцаря; но никто из служанок не решился тронуться с места, да и сама новобрачная умолкла, словно испугавшись звука собственного голоса.»         

                                             

АРТУР РЭКХЕМ Иллюстрации к книге Фридрих де ла Мотт Фуке Ундина

Побег от русалки в сказке Братьев Гримм сопровождался препятствиями.

«Когда русалка увидела, что птички улетели, и погналась за ними, дети заметили ее еще издали, и девочка бросила позади себя щетку; из той щетки выросла щетинистая гора с тысячами тысяч игл, и русалка с великим трудом перебралась через ту гору. Тогда мальчик бросил позади себя гребешок, и из того гребешка выросла гребнистая гора с тысячами тысяч острых зубцов; однако же русалка и через ту гору перебралась.Тогда девочка бросила на дорогу зеркальце, оно превратилось в зеркальную гору, такую гладкую, что русалка через нее не могла перелезть.»

Данный сюжет с использованием предметов, превращающихся в горы или озеро, напоминает русскую народную сказку «Баба-Яга», в которой злая мачеха отправляет девушку к своей тетке за ниточкой с иголочкой. Теткой является Баба-Яга, решившая девушку съесть. Кот, живший у ведьмы и получивший от девушки мяса, научил ее как бежать от Бабы-Яги.

«— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.»

                             

Иллюстрация к сказке «Баба-Яга».

Подобный сюжет содержится в русской сказке «Ведьма и Солнцева сестра», в которой Иван-царевич убегает от своей сестры, являющейся ведьмой-людоедкой.

Это может говорить о том, что в русалке из сказки Братьев Гримм присутствуют черты ведьмы либо демонического существа, которое может преодолевать сложнейшие препятствия в отличие от людей.

Если вас заинтересовали сказки Братьев Гримм, то вы можете приобрести целый прекрасный сборник здесь https://www.litres.ru/26912766/?lfrom=515650664, а если вы хотите почитать, то здесь https://www.litres.ru/pages/quickread/?art=26912766&skin=normal&lfrom=515650664&widget=1.00&iframe=1

 

Цветок василек

Сорное растение василек, которое является полевым цветком, согласно одной из легенд было названо в честь красивого парня по имени Василек. Добрым он был и скромным, помогал людям, собирал травы и лечил людей. В округе его любили.

На Троицу русалка заманила молодого человека в лес и защекотала до смерти. На месте его гибели выросли синие, как его прекрасные глаза, цветы васильки. Цветок василек, хоть и является сорным растением, обладает лекарственными свойствами, противовоспалительным, противомикробным, желчегонным и мочегонным действием. После смерти юноши цветок продолжил помогать людям.

             

Измайлов Станислав Федорович (Россия, 1940) «Васильки»

Василек связан с русалками. На Троицу русалки появляются вблизи этих цветов и оберегают их: кто сорвет хоть один цветок, будет защекочен этими созданиями. Также русалки любят одевать на свои головы венки из васильков. Эти цветы могут напоминать им погибшего юношу Василька, которого все любили. Цветет этот цветок с июня и до поздней осени.

В некоторых легендах о Васильке и русалке присутствует земная соперница русалки. Водная нимфа влюбляется в юношу и хочет, чтобы он был с ней. Однако Василек остается верен земной невесте и категорически отказывается принимать как саму русалку, так и потусторонний мир, в котором она живет. Рассерженная водная красавица превращает юношу в синий цветок, чтобы он не достался земной сопернице.

                       

А.А. Шишкин. Русалки

Васильки бывают разных цветов: белые, голубые, жёлтые, розовые, фиолетовые, синие, красные и бордовые. Но согласно легендам, именно синий василек связан с трагизмом персонажа, погибшего от рук опасной русалки. Синий цвет связан с загробным миром. Нередко с ним ассоциируется греческая богиня подземного царства Персефона, с которой связаны синие фиалки.

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272 

Кострома

В восточнославянских поверьях встречается персонаж Кострома, являющийся молодой девушкой, закутанной в белые одежды. Она является воплощением весны и плодородия. В русских обрядах распространен обычай проводов весны, сопровождающийся сжиганием либо захоронением чучела. Делалось это для того, чтобы обеспечить плодородие.

Про Кострому существует множество преданий. В одном из них рассказывается, что у богини ночи Купальницы и бога огня Семаргла родились дети – Купала и Кострома.

                               

Шишкин Андрей – Купало и Кострома

Однажды они гуляли и встретили опасную птицу печали Сирин, песни которой слушать было нельзя. Однако дети решили послушать. Птица печали заманила Купалу в царство Нави, разлучив его с сестрой.

Когда Купала выросла, она встретила Купалу. Они полюбили друг друга и поженились. Вскоре им сообщили о том, кем они друг другу приходятся. Не вынося позора, Кострома бросилась в воды озера и погибла. После своей смерти девушка стала русалкой-мавкой, а Купала бросился в огонь. На месте их гибели вырос двухцветный цветок – иван-да марья, желтый цвет которого воплощал Купалу, так как был символом огня, в который бросился молодой человек, а синий – Кострому, так как ассоциировался с водами озера, в которых утонула девушка.

                         

К.Васильев. Русалка

В одном из вариантов легенды Купала, узнав о позоре, убивает Кострому, которая просит посадить эти цветы на ее могиле.

Кострома сопоставляется иногда с Марой, персонажей сезонных обрядов, чучело которой также сжигали. Однако Мара больше ассоциируется с зимой и смертью, а ее чучело сжигали, чтобы проводить зиму и встретить весну.

Считалось, что мавки, как разновидность русалок появились после самоубийства Костромы. Девушка, которая топилась в реке, становилась мавкой. Также в данный вид русалок превращаются умершие до крещения дети. Слово «мавка» происходит от слова «навь», что означает «смерть», либо «мертвое тело». В древности навью называлась страна смерти, куда попадали души умерших.

Превращение Костромы в мавку не случайно. Русалки появлялись весной и начинали бегать по лесам и полям и раскачиваться на деревьях. Эти действия связаны с ростом, цветением и плодородием. Кострома, как и русалки-мавки, является таким же воплощением весны. Белые одежды Костромы как и русалок, символизировали предзнаименование судьбы.

                 

          И.Крамской. Русалки

По славянской мифологии я бы рекомендовала книгу А.Афанасьева, которую можно приобрести здесь https://www.litres.ru/2593895/?lfrom=515650664 

В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272 

Снегурочка и Купава в пьесе А.Островского «Снегурочка»

В пьесе А.Островского представлены два противоположных женских образа – Снегурочки и Купалы.

Снегурочка, дочь Мороза и Весны-красны, поселилась в царстве Берендеев. Холодная красота Снегурочки производит сильное впечатление на молодых людей, в результате чего они бросают ради нее своих невест. Девушка необычна тем, что в отличие от земных красавиц, не может любить и испытывать страсти, так как является олицетворением холода и льда. Снегурочка холодна и недоступна. Однако ее привлекают песни красавца Леля, который по некоторым представлениям является славянским божеством любви по типу богини любви златокудрой Лели. Поэтому Снегурочка хочет любить. Лель является единственным молодым человеком, которого не привлекает Снегурочка из-за своей холодности.

                           

Лель и Снегурочка. Худ. Зубкова. Палех

Богатый купец Мизгирь собирается жениться на девушке из богатой семьи Купаве. Однако, увидев Снегурочку, потерял голову и увлекся ее холодной красотой. При этом он безжалостно отвергает Купаву, обвиняя ее в бесстыдстве.

«Влюбленному всего дороже скромность,

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опущены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь.

А ты меня любила без оглядки,

Обеими руками обнимала

И весело глядела.»

«И думал я, твое бесстыдство видя,

Что ты меня сменяешь на другого.»

Купава представляет из себя открытую девушку с горячим темпераментом. В ней присутствует потребность любить. Она становится подружкой Снегурочки и открывается ей. После оскорбления ее Мизгирем обращается к царю берендеев с просьбой заступиться и наказать своего бывшего жениха. Мизгиря изгоняют из страны, но в случае, если его выберет Снегурочка, Мизирю можно будет вернуться. Купава встречает новую любовь – златокудрого Леля, с которым она счастлива, а Мизгиря забывает.

                     

Суд царя Берендея. Палех

Имя «Купава» означает «кувшинка». Раньше на Руси белые кувшинки назывались водяными лилиями, а под кувшинками имелись ввиду желтые кубышки, растения относившиеся к роду кувшинковых.

                       

Эти желтые цветы в поверьях были связаны с русалками, а в произведении Н. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» русалки носили венки из кувшинок. Русалки выходят из своих водоемов весной и начинают бегать по лесу и качаться на ветвях, что согласно поверьям, способствует росту растений и плодородию полей. Поэтому Купава может также ассоциироваться с русалками, так как любит игры и веселья, а также хочет любить, чтобы жизнь и род продолжались. В этом Купава схожа с наступающей весной, перед которой не хочет отступать зима.

                 

                Уотерхаус, Джон Уильям — Нимфы 

Венки из желтых кувшинок носили обычные русалки, а водяница, жена водяного, носила белые. Водяницами назывались русалки, которые при жизни были крещенными, а затем похищенные либо отсуленные водяному. Эти русалки принадлежали одновременно двум мирам: нашему и миру мертвых. Водяницы, в отличие от других русалок были неопасны и не нападали на людей. Жизнь русалок им была чужда, также как была чужда Снегурочке жизнь земных людей. Поэтому Купаву можно сравнить с желтой кувшинкой, источающей солнце и тепло, а Снегурочку с белой, ассоциирующейся с холодом, неприступностью и льдом.

                         

Кувшинки в цвету. Клод Моне

Существование холодной и неспособной к любви Снегурочки противоречит законам природы, а сам бог Ярила недоволен ее рождением. Появление Снегурочки вносит смуту в сердца молодых людей, которые забывают своих невест, что может влиять на создание новых семей и продолжение рода. Поэтому царь Берендей вступился за Купаву. Гибель Снегурочки не тронула никого, так как вместе с ней окончательно отступила зима и вступила в права весна с пришедшей земной любовью.

                       

Клод Моне. Кувшинки