Рубрика: русалки

Лесовая сила

Это нечистая сила, появляющаяся в лесу. Появлением лесовой силы сопровождается приход покойника. Также они отождествляются с проклятыми или умершими без крещения людьми, а также с язычниками, которые были отосланы Христом в лес. Если лесовая сила приходит к дому, где кричит смертельно больной ребенок, то начинает укачивать, успокаивать малыша, невидимо для матери.

Образ леса в русском фольклоре неоднозначен. Но, как правило, он играет роль опасного компонента.

Для сказочных героев дремучий лес является ловушкой, от которой исходит опасность, предполагающая нахождение героя в непроницаемом пространстве и невозможность выбраться из него, а также встретить злых сверхъестественных существ, которые могут причинить зло или даже убить.  Лес враждебен человеку. Это связано с тем, что лес является границей между мирами – нашим и миром мертвых. Существа, обитающие в лесу, стараются не допускать людей за эту границу.

И.И. Шишкин. Лес

Петрушка

Это растение ассоциируется со смертью, покойниками и привидениями. Древние греки и римляне считали, что петрушка посвящена мертвым, и сажали ее на могилах. В кельтском фольклоре считали, что петрушка приносит неудачу, потому что связана с мертвыми. Петрушку нельзя было высаживать перед домом, так как это может привести к смерти кого-либо из членов семьи или к тому, что землей овладеет нечистая сила.

Однако петрушка может спасти от нападения призраков Дикой охоты, ведущей свое происхождение из германской мифологии.

В русском фольклоре петрушка являлась травой, дружественной русалкам, которые при произнесении людьми ее названия, сразу набрасывались на несчастных и защекочивали до смерти.

Картина Василия Поленова

Об опасных пространствах, населенных нечистой силой

Согласно представлениям крестьян, есть невидимые опасные пространства, предсказать местонахождение которых почти невозможно, попадание на них нередко ведет к гибели, опасному заболеванию.

Почти все существа, присутствующие в разных отрезках пространства, обычно невидимы, будь то персонифицированные силы природы, покойники, предки, хозяева и т.д. Иногда духи, персонифицирующие разнообразные силы природы, в рассказах крестьян появляются и исчезают. В первую очередь это касается русалок, которые появляются перед какими-либо переменами в жизни людей, например, они плещутся перед утоплением человека. Домовой может появится перед смертью человека. Лесовик и полевик появляются перед бедой. Нечистые духи возникают не только в особых пространствах, но и в самых важных и переходных моментах жизни людей. Они опасны в период от рождения и до крещения ребенка, они портят свадьбу, стремятся завладеть только что умершим человеком.

Лихой час в русском фольклоре

Появление опасных мифологических существ в русском фольклоре соотнесено с определенным временем. Чаще всего это период между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, закат, сумерки, полдень, то есть переходные моменты дня, ночи, ночь, время между закатом и восходом – для темных и опасных сил, существ.

В частности, водяной особенно опасен в полдень, полночь, русалка подстерегает людей в это же время. Время активизации нечистой силы бывает перед восходом, закатом, в полночь, в полдень. Таящее опасности время воспринимается как опасный отрезок пространства, сходный с границей, межой.

В пределах опасных отрезков времени и пространства, чреватых появлением нечистой силы, человек должен следовать ряду правил. Действиями различных мифологических существ объяснялись неожиданные, нежелательные события, случайности. Беды, гибель людей в границах времени предопределены, а не объясняются нарушением каких-либо определенных правил.

Святочницы

Это разновидность русалок, появляющихся во время Святок. По своим характеристикам они сходны со страшными русалками, духами бань и кикиморами-пустодомками. Святочницы с головы до ног покрыты волосами. Появляются в неосвященных избах и банях. Они очень опасны для людей. Спастись от них можно, рассыпав по полу бусы, которые русалки кинутся подбирать, забыв о преследовании людей.

Берегини

В восточнославянской мифологии женские персонажи. Название «берегини» сближается с именем Перуна и со старославянским «пръгыня» (холм, поросший лесом), но может быть связано со словом «берег».

Вера в берегинь была достаточно распространена в Древней Руси. Согласно древнерусским поучениям против язычников славяне осуществляли приношения упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Некоторые исследователи называют берегинь предшественницами русалок.

Сестрам-лихорадкам, дочерям Ирода, приносились жертвы в реку, так как вода, согласно народным поверьям – местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. По предположению Д.К. Зеленина берегини, связанные с водной стихией, были не только прообразами сестер-лихорадок, но и персонификациями болезней.

Иллюстрация Виктора Королькова

Удельница

Удельница – это дух в облике женщины, губящий родильницу, а также дух, опасный для детей. Это черная женщина с растрепанными волосами. Как правило, показывается у лесных ручьев. Удельницы могут оборачиваться сороками.

Удельница особо опасна ночью, в полдень и на закате. Удельница по своей опасности схожа с обитающей в ржаном поле полудницей. Но в отличие от полудницы удельница связана не со зреющим полднем, а с водой и лесом и напоминает по внешнему виду страшную русалку. Слово «удельница» происходит от «удел», что означает «судьба». Удельница играет роль в судьбе человека, женщины матери и рождающегося дитя.

Обдериха

Обдериха – дух бани в женском облике. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая, может показываться в виде кошки, живет под полком. Обдериха всегда опасна для находящихся в бане людей. Она душит, задирает моющихся. Кто моется в бане после двенадцати, тот становится жертвой обдерихи: она сдерет с человека кожу, а самого загонет под пол.

Обдериха подменивает оставленных в бане без присмотра детей.

Описывался случай когда обдериха спасла девушку от погнавшегося за ней мертвеца, когда она проходила мимо кладбища. Обдериха спрятала ее с помощью пара в бане и мертвец, не нашедший девушку, вынужден был вернуться на кладбище.

С образом обдерихи может пересекаться шишига, демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы, принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться, а затем запаривает до смерти. Обитающая в бане шишига имеет отвратительный вид.

В великорусских поверьях шишига нередко связана с водой и напоминает русалку. Шишига живет в воде, в болоте, часто выходит из воды на берег, а в воде то полощется, то моется. Иногда она живет в лесу. Очень любит баню и входит в нее, если дверь в бане оставлена без молитвы.

Обдериха. Иллюстрация Лидии Магоновой

Болотница

Это красивая молодая женщина, увлекающая людей в болото. Болотница также затаскивает людей в трясину. Как правило, она имеет вид женщины, красивей которой не найдешь в мире, но с гусиными лапами.

В некоторых районах России болотные духи зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей. Люди старались не покупать землю в лесу рядом с болотами, так как болота пользовались дурной репутацией. Болото считалось местом опасным и населенным нечистой силою. В моховых болотах неоднократно видели русалок, схожих с водяницами и болотницами, которые зазывают путников, а потом их губят.

Иллюстрация Виктора Королькова

Защита от нечистой силы в русском фольклоре

Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, например, не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок и т.п., заслонять в нужное время окна, завешивать зеркало, а также совершать определенные действия: чтения молитв, очерчивание круга и т.д. Нечистая сила боится крестного знамения, четных чисел, пения петуха и др. Для отпугивания нечистой силы применяются растения-обереги, особенно полынь и крапива, а также железные колющие предметы. Некоторые люди сознательно вступают в союз с нечистой силой, например, совершают гадания, идут на перекресток дорог, в баню или другие нечистые места, лечат с помощью заговоров, насылают порчу. Промежуточное положение между миром нечистой силы и нашим миром занимают люди, продающие душу дьяволу – ведьмы, колдуны, знахари и т.п.