Рубрика: кельтская мифология

Королева Медб

Это легендарная и божественная королева провинции Коннахт, героиня ирландского эпоса «Похищение быка из Куанльге». Провинция Коннахт – главный соперник и враг уладов, жителей провинции Ульстер, которой правил король Конхобар, бывший муж Медб, от которого она ушла. Медб была отдана замуж за Конхобара своим отцом Эоку, являвшимся Верховным королем Ирландии. После ухода Медб от Конхобара Эоку отдал Конхобару в качестве выкупа других своих дочерей за смерть отца Конхобара от руки Эоку. Одна из дочерей Эоку Клотра становится женой Конхобара, но была убита Медб будучи беременной, а сын Клотры Фурбайд родился путем посмертного кесарева сечения.

Легендарная королева Медб, имя которой означает «опьянение» первоначально была олицетворением власти, ибо она была женой девяти королей Ирландии, а в других источниках рассказывается, что королем мог стать только тот, кто становился ее супругом. После Конхобара она поочередно сочеталась браком с Тинде сыном Коннры Каса, с Эохайдом Далой и Айлилем сыном Мата. Кроме того, у нее было огромное количество любовников.

Королева Медб описывалась женщиной необыкновенной красоты с белокурыми волосами, часто носящей темно-пурпурный плащ с капюшоном, украшенный золотой вышивкой. Следует ометить, что пурпурный цвет с древних времен был символом власти, а также мог соотноситься с потусторонним миром, так как богиня царства мертвых Персефона изображалась в пурпурных одеждах. Медб владела магией и способностью к оборотничеству.

В «Похищении» описывается, как Медб пытается путём войны с королевством Ульстер получить гигантского быка Донн Куальнге, чтобы сравняться богатством и владением со своим супругом, владевшим таким же необыкновенным быком — Финдбеннахом. И Медб во что бы то ни стало, захотела получить быка.

Однако однажды Медб встретила на своем пути девушку необыкновенной красоты с золотистыми волосами и в плаще с зелеными разводами. Девушку звали Федельма, которая оказалась поэтом и провидицей. Она и предсказала Медб гибель ее войска в битве с уладами. Следует отметить, что Федельма могла быть не человеком, а существом из потустороннего мира, феей. Она держала в руках станок, который мог плести нити судьбы. Кроме того, феи в кельтском фольклоре часто носили зеленую одежду.

Сын сестры Медб Клотры Фурбайд отомстил за свою мать и убил Медб, бросив в неё кусок сыра и попав в голову. Медб мгновенно погибла.

Медб часто отождествлялась с ирландской богиней войны Морриган.

   

Королева Медб. Рисунок Д.К.Лейендекера

Богиня Морриган

В ирландской мифологии это богиня войны и разрушения. Выступала с двумя близкими богинями Немайн и Махой как три Морриган, обычно в облике воронов. Иногда Морриган смешивалась с богиней войны и разрушения Бадб, которая в позднем фольклоре трансформировалась в ведьму, схожую с банши и также предвещающую смерть своим появлением. Эти мрачные женщины-демоны пророчили кровавую бойню и охоту на полях сражений.

Триада трех богинь войны восходит к триаде древних галльских богинь-матерей. Культ матерей был определенно кельтским – мать-земля как источник плодородия почиталась в троичной форме под названием matres или matronae. Посвящения, сохранившиеся на монументах в Галлии, написаны на латыни, а фигуры иногда изображаются с корзинами плодов или рогами изобилия.

В легендах Морриган защищает племя богини Дану (фей) покровом тумана и дождем, так что корабли не могут пристать к берегам Ирландии. На полях сражений она появляется в облике ворона, пожирающего тела мертвецов. Иногда Морриган представлялась мужчинам в виде красивой черноволосой девушки в многоцветном плаще и зеленом платье и пыталась соблазнить их. Примечательно, что зеленый цвет одежды очень характерен для кельтских фей, он символизирует плодородие, а также принадлежность к иному миру. В зеленые платья облачены кельтские феи, пьющие кровь у людей, бааван ши и глейстиги, а также озерные девы гуаррагед аннон.

     

     Картина Брайана Фрауда. Глейстиг

Морриган полюбила героя Кухулина, который отверг ее. Разъяренная, она поразила его на полях сражений, а потом тщетно пыталась спасти его жизнь.

   

Картина художника Хейна Лэсса

Шелковинки

Это духи женского рода, предстающие в белых шелестящих шелковых одеяниях и обитающие в землях на границе между Англией и Шотландией. Шелковинки выполняют домашнюю работу и наказывают нерадивых слуг.

Живут они не в домах, а на деревьях, и стерегут жилища своих хозяев. Когда на них находит настроение попроказничать, они принимаются разбрасывать то, что сами недавно убирали. Они могут также выступать защитницами дома, домовыми, убивая незваного гостя, заподозренного в злонамеренности.

Примечательным является то, что шелковинки живут в деревьях. Деревья в кельтском фольклоре считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии. Это сближает шелковинок с зелеными дамами. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

Рисунок Айзека Хорна

 

Банши

В ирландской мифологии дух женщины, предвещающий смерть. Ее представляют в виде красавицы с длинными ниспадающими волосами в серой накидке поверх зеленого платья. Иногда она появляется одетой полностью в белое или красное. Глаза банши всегда огненно-красные от постоянного плача по людям, которые должны вскоре умереть. Также банши представляют в виде поющей женщины, лицо которой спрятано под вуалью, или летящей фигурой в лунном свете.

Банши генетически связана с сидами, божественными существами в кельтской мифологии, обитающих под землей в холмах, в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. Представления о сидах отразились в образе фей более поздней традиции.

Рисунок Николь Кардифф

Голубая шляпа

В британском фольклоре дух рудников, который помогает шахтерам и ожидает платы за свой труд.

Согласно поверьям Голубая шляпа своим поведением был похож на домового. Он был настоящим тружеником. Горнякам он показывался в виде голубого огонька, перемещающегося по стволам шахт и передвигающего любые предметы, на которых он останавливался. Плату за труд горному духу оставляли раз в две недели в одном из уголков шахты. Если вознаграждение оказывалось меньше, чем то, на что рассчитывал дух, тот с негодованием отвергал его. Если же плата оказывалась слишком большой, то излишек бывал оставлен на месте.

Большинство сверхъестественных существ в британском фольклоре предпочитали наряды зеленых тонов. Однако Голубая шляпа отдала предпочтение голубому. В западном фольклоре синий цвет считался бесовским и отношение к нему было негативным, поэтому нечистая сила, в том числе феи, могли обладать этим цветом. 

Примечательно, что в русском фольклоре синий цвет ассоциировался с черным, а черти и бесы изображались в этом цвете. Персонаж уральского фольклора девка Синюшка одета в синие одежды. Она является персонификацией болотного газа, живет в колодце под землей.

                         

        Г. Назаренко «Редко так-то бывает» (к сказу «Синюшкин колодец»)

Таким образом, девка Синюшка и Голубая шляпа являются горными духами, а значит и хтоническими персонажами и связаны с загробным миром. Синий цвет также ассоциируется с богиней Подземного царства Персефоной, так как она часто изображается в одеждах этого цвета и одним из ее атрибутов являются траурные цветы – синие фиалки.

Рисунок Тони де Териззи

Лионесса

В романах Артуровского цикла это Хозяйка Замка Угроз и возлюбленная рыцаря Круглого стола Гарета Бомейна, спасшего ее от Красного рыцаря, похитившего ее.

В романах о Гарете подчеркивается, что замок Лионессы стоит на берегу моря напротив легендарного острова Аваллон, на котором живут феи, в том числе фея Моргана. Согласно одной из версий брат Лионессы Грингамур заправляет Аваллоном, он же является одним из возлюбленных феи Морганы.

Замок Угроз имеет своего двойника в ирландской кельтской традиции: это башня Красного рыцаря, или владения великанов-фоморов, иными словами – крепость в потустороннем мире, противопоставленная счастливым западным островам блаженства.

Картина Артура Рэкхема

Богиня Рианнон

Эта богиня является героиней сборника валлийских легенд и прозаических повестей. Рианнон – имя и образ, унаследованный от древней кельтской богини-матери, известной в Галлии и Британии как Ригантона (королева или Эпона был перенят римскими кавалерийскими частями, а сама она была даже включена в официальный римский пантеон. Изображений Эпоны сохранилось не так много, но она всегда восседает на лошади и обязательно в окружении птиц. Латинским прозвищем ее стало Регина. Имя Рианнон означает «Великая королева». Рианнон связана с культом лошади. Птицы Рианнон (вороны) – это вещие птицы, спутники мудрой богини, а позже колдуньи.

 

Иллюстрация к Мабиногион

Зеленая часовня

Зеленая часовня является местом, упоминающимся в средневековом английском романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Зеленый рыцарь бросает вызов рыцарям Круглого стола и согласно условиям предлагаемого им испытания, любой из рыцарей может нанести ему один удар этим топором, и если Зеленый рыцарь в течении года еще останется в живых, то возвратит обезглавившему его этот удар. По приказу Артура сэр Гавейн обезглавливает наглеца. Однако подобрав отрубленную голову, Зеленый рыцарь вскакивает в седло и говорит Гавейну, что вернет ему удар через год у Зеленой часовни.

Когда подходит к концу оговоренный срок, Гавейн отправляется на поиски Зеленой Часовни. Однако его странствия по Логрии и Уэльсу оказываются бесплодны: о Зеленой Часовне никто ничего не знает. Гавейн с трудом находит Зеленую часовню, при этом с честью пройдя перед этим испытания, по пути встретив гостеприимного хозяина замка, жена которого пыталась его соблазнить. Однако впоследствии этим хозяином и оказался Зеленый рыцарь, который пощадил сэра Гавейна, так как он не уступил его жене.

Зеленая часовня может являться отзвуком Гиблой Часовни из других Артуровских романов, в которую отправился сэр Ланселот, где подвергся испытаниям злой волшебницы Хелависы, безуспешно пытающейся добиться любви рыцаря. Гиблая часовня – это таинственное и жутковатое место, подобное потусторонним замкам, где человек может столкнуться со странными существами и еще более странными силами. Мрачные рыцари в черных доспехах, преградившие путь Ланселоту, это неупокоенные души умерших. Часовня, которая стоит на освященной земле и потому должна служить убежищем от сил зла, сама становится пристанищем этих сил.

«Бог в помощь». Картина Эдмунда Лейтона, 1900

Зеленый рыцарь

 

Это главный герой средневекового английского романа «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь».

В первый день нового года в зал короля Артура явился Рыцарь высокого роста и сам он зеленого цвета, одетый в зеленое и верхом на зеленом скакуне, держащий в одной руке пальмовую ветвь, а в другой – огромный зеленый топор. Зеленый рыцарь бросает вызов рыцарям Круглого стола и согласно условиям предлагаемого им испытания, любой из рыцарей может нанести ему один удар этим топором, и если Зеленый рыцарь в течении года еще останется в живых, то возвратит обезглавившему его этот удар. По приказу Артура сэр Гавейн обезглавливает наглеца. Однако подобрав отрубленную голову, Зеленый рыцарь вскакивает в седло и говорит Гавейну, что вернет ему удар через год у Зеленой часовни.

Гавейн с трудом находит Зеленую часовню, при этом с честью пройдя перед этим испытания, по пути встретив гостеприимного хозяина замка, жена которого пыталась его соблазнить. Однако впоследствии этим хозяином и оказался Зеленый рыцарь, который пощадил сэра Гавейна, так как он не уступил его жене.

Зеленый рыцарь мог быть вариацией Зеленого человека или Зеленого Джека, являющегося языческим божеством лесов в Европе и в Британии, который представлял духов деревьев, растений и листвы. Он был наделен силой проливать дождь и обеспечивать домашний скот обильными травами. В весенних языческих ритуалах Зеленого Джека изображают в зеленой одежде. Зеленый человек общается с лесными феями.

В других интерпретациях Зеленый рыцарь может быть воплощением Аида или дьявола, а Зеленая часовня может играть роль мира мертвых.

иллюстрации Н. К. Уайета к книге Сиднея Лэнье «The boy’s King Arthur»

Красный рыцарь

Это персонаж ряда романов Артуровского цикла. С Красным рыцарем приходиться сразиться многим рыцарям Круглого стола.

Во Втором и Третьем «Продолжениях» «Персеваля» Кретьена де Труа врагом Старого короля Грааля назван некий Красный великан, хозяин Красной Башни. Чтобы исцелить Увечного короля, Персеваль, отрубив великану голову, провозит ее в замок Грааля. Данный мотив – король страны фей ранен великаном и может быть излечен лишь кровью этого великана – типичен для ирландских сказаний.

Под масками королей в артуровских романах скрываются языческие боги, их враги наделены чертами, в кельтской традиции присущими представителям страны мертвых. Одной из характерных черт страны мертвых оказывается красный цвет: красные доспехи рыцаря или Красная Башня, идентифицируемая, очевидно, также и с Башней Слез.

Пример Красного рыцаря можно найти в ирландской саге «Разрушение Дома Да Дерга»: герой встречает трех всадников в красном верхом на конях смерти.

В «Сэре Персевале» герой оказывается сыном сестры самого короля Артура. Красный рыцарь наносит оскорбление королю, украв золотую чашу.

Юный Персеваль мстит за оскорбление, нанесенное королю Артуру, убивая Красного рыцаря камнем из пращи, пробивая рыцарю глаз. Этот мотив сближает с убийством великана в валлийском предании «Килух и Олуэн», а также историю убийства предводителей фоморов Балора в битве при Маг Туиред – единственным местом этих великанов является глаз.

Следует отметить, что в произведениях Стивена Кинга большинство отрицательных персонажей, несущих зло, а также инфернальных существ имеют красный цвет либо в одежде, либо во внешности. Все они связаны с потусторонним миром. Багряный владыка или Алый король (как вариант – Малиновый) является инфернальным существом, олицетворяющим злое начало и противостоящее порядку и свету. Упоминается в произведениях Стивена Кинга в цикле «Темная Башня», «Бессоница». В романе Стивена Кинга «Дьюма-Ки» представлен дух Персе в виде красивой женщины с птичьими лапами и третьим глазом, одетой в красный плащ с капюшоном. Персе также, как и Алый король правит потусторонним миром. Дух Персе вышел из воды.  Океан возле острова Дьюма-Ки является вместилищем душ и загробным миром, в котором властвует демоническая женщина в красном. Алому королю принадлежит замок Ле кас руа рюс и он обладает особым могуществом, чтобы ему подчинялись разумные существа. Алый король, в котором тоже прослеживаются признаки хтонического существа, может сближаться с владыкой Подземного царства Аидом в греческой мифологии.

Не исключено, что Стивен Кинг мог описывать персонажей, имеющих красный цвет, как принадлежность к миру мертвых, используя кельтскую традицию.

Картина Артура Хьюза