Рубрика: феи

Лес Броселианд

В западноевропейской средневековой традиции (круге повествований о короле Артуре и волшебнике Мерлине) таинственный лес – царство фей. В Броселианде находилась могила Мерлина и знаменитая Долина без возврата, загороженная феей Морганой воздушной невидимой стеной, пройти через которую могли лишь рыцари, не изменявшие даже в мыслях любовным обетам), а также множество других чудес.

Историки идентифицируют его как Пьемпонтский лес в современной Бретани. В Средние века этот лес славился своими чудесами.

Мотив зачарованного леса впервые появился в «Романе о Роллоне» Васа, а затем стал встречаться едва ли не во всех рыцарских романах.

Лес – место многих загадочных приключений героев рыцарских романов. Лес – полная и опасная область загадочного и неизвестного, где все кажется  не тем, что оно есть на самом деле, а сам он сродни потустороннему миру. С глубокой древности люди считали, что в лесу обитают могущественные и удивительные существа, скрывается мудрость куда древняя, чем все то, что известно человеку. В этих странных полулесах-полуснах обитают существа, как правило, воплощающие силы зла, разрушения или смерти. Древнейшее из них, вероятно, — Зверь Рыкающий, в котором некоторые исследователи видят символ инцеста.

В Бретани в конце 9 века существовало поверье, что где-то в Пьемпонтском лесу бьет родник, воду из которого не стоит пить ни в коем случае: если путник зачерпнет воды из этого родника, поднимется сильный ветер и немедленно разразится ужасная гроза. Этот источник играет центральную роль в романах об Ивейне. В романах цикла Вульгата Броселиандский лес стал местом, где с помощью чар Нимуе, Дева Озера, держит в плену Мерлина.

   

 картина английского художника Эдварда Бёрн-Джонса «Обман Мерлина»

Колокола

На протяжении веков люди верили, что колокольный звон обладает магической силой. В народной магии звон колоколов прогоняет прочь злых духов, ведьм и даже самого дьявола, а также защищает от сглаза. Колокола использовались, чтобы будить души умерших и фей. Феи носили колокольчики на своих одеждах.

Церковные колокола обрели особую силу, способную бороться со злом и прогонять нечистых духов. В Вальпургиеву ночь звонили в церковные колокола, чтобы удержать ведьм от полетов над деревней.

Считалось, что бури с громом и молниями вызывались ведьмами и демонами, поэтому, если приближалась гроза, церковные колокола должны были звонить, чтобы рассеять ее.

Однако в русском фольклоре есть злой дух – колокольный манн. Это нечистый дух, покойник, появляющийся на колокольне, как правило, в полночь. Колокольный ман может быть покойником из колдунов, греховным человеком, которого не принимает земля. Он может обитать на колокольне, в церкви и на кладбище. Существует легенда о том, как девушка сорвала с мана красный колпак, а покойник пришел к ее дому и начал требовать его. Девушка, уставшая от криков мана, вышла в сени, затем на крыльцо, и протянула руку с колпаком. Однако ман схватил ее за руку и утащил. На следующий день труп девушки нашли возле дома.

 

Мария Якунчикова. «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря»

Подкова

Подкова была самым распространенным оберегом против ведьм, фей, дьявола, злых духов и сглаза в Европе и Аравийском полуострове. Ее прибивали над дверью в доме, церкви, конюшне или другом здании, так как железо подковы препятствует  злым духам переступить порог.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Подкова, помещенная в дымоход, помешает  колдунье влететь в него на метле. Подкова, прибитая к кровати, отразит демонов и кошмары. В Ирландии прибивали подковы на пороге, чтобы эльфы не проникли в дом.

Картина Ольги Маланчевой

Зеленый человек

На Британских островах это существо лесов, происходящее из кельтского язычества. Его представляли в виде рогатого человека, выглядывающего из листвы, обычно священного дуба. Зеленый человек представлял духов деревьев, растений и листвы. Он обладал способностями вызывать дождь.

Изображения Зеленого человека в Средние века встречалось и на церковных украшениях.

Зеленый человек общался с лесными эльфами, в том числе пикси, которые согласно преданиям были потомками друидов, не принявших христианство. Пикси представляются красивыми или уродливыми, обнаженными или в зеленом платье. Они увлекают путников в болото или чащу, крадут лошадей, портят продукты, подменивают новорожденных.

Зеленый человек может сближаться с охотником Херном из английских легенд, образ которого восходит к образу кельтского бога Цернунноса.

Картина Джозефа Ноэля Патона «Ссора Оберона и Титании» 

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Бефана

В итальянском фольклоре фея, бродящая по земле с 1 по 6 января в облике страшной старухи. Иногда считается доброй, приносящей подарки детям, проникая в дом через дымоход, иногда – злой. Образ Бефаны восходит к дохристианским представлениям о злых духах, периодически появляющихся на земле в новогодний период.

В сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»  Бефана — владелица магазина игрушек, пожилая женщина, которая умеет летать на метле. Она берёт много денег за подарки, так как получает игрушки не оптом прямо от производителей, а сама покупает их по розничным ценам для перепродажи.

Иллюстрация Игоря Панкова к сказке Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы»

Зана э Малит

Зана э Малит  —  в албанской мифологии фея горы. Согласно поверьям, у каждой горы была своя Зана. Она выступала в образе красивой девушки, купающейся голой в горных потоках. Зана – очень грозный противник, который может оказывать свое покровительство воинам. В албанской культуре даже существует выражение «храбр как фея».

Некоторые источники связывают происхождение названия Зана от латинской богини Луны Дианы.  Это может сближать албанскую Зану с румынской прекрасной феей Иляной Косынзяной. Иляна Косынзяна считается идеалом женской красоты, обладает роскошными золотыми косами, в которых поют розы. Иляна Косынзяна связана с солярным мифом, так как является сестрой солнца и чтобы избежать инцестуального брака, она бросается в море или превращается в луну. Имя Косынзяна генетически восходит к Зиане, дакийскому названию римской богини Луны Дианы.

     

Иллюстрация к румынским сказкам

Час нечистой силы

Существует суеверие, что привидения, феи и другие существа потустороннего мира собираются на земле именно ночью, и в это время вероятность встречи с ними очень высока. Обычно час нечистой силы – это полночь в полнолуние, в это время ведьмы достигают вершины своих возможностей, так как источником их магической силы считается луна. Бывает, что часом нечистой силы называют вообще полночь. Чаще всего призраки являются ночью, особенно между полночью и тремя часами утра.

Зеленые дамы

Зеленые дамы являются существами английского фольклоре. Это древесные фейри, которые селятся в дубах, вязах и тисе, иногда – в соснах и яблоне. В мифологии ирландских кельтов местом поклонения деревьям была священная роща – неметон, в которой около гигантских деревьев кельтские жрецы друиды совершали жертвоприношения. Деревья считались проводниками между миром живых и миром мертвых. Данное верование пришло на Британский остров из Галлии.

Эти феи любят танцевать при луне. Нрав у них суровый, если их обидеть, то можно поплатиться. Зеленые дамы могут ассоциироваться с вредоносными существами из кельтского фольклора, которые тоже носят зеленые платья, глейстигами и бааван ши. Эти существа приглашают путников потанцевать при луне, а потом выпивают их кровь. Зеленый цвет в британском фольклоре означает рост и плодородие, однако указывает на потусторонний мир, связанный с природой (лесом, рощей), поэтому феи очень часто носят одежду данного цвета.

   

Иллюстрация Брайана Фрауда

В романе «Мешок с костями», опубликованном в 1998 году, призрак Сары Тидуэлл предстает не только в человеческом обличье, но и в облике березки, которая напоминает женщину в зеленом платье. Кинг называет ее Зеленой Дамой.

Чтобы Зеленая Дама была благосклонна к людям и не вредила им, высаживали примулы, которые были цветами, связанными с феями. Также эти распускающиеся первыми лесные цветы выступали эмблемой молодости и огромного количества удовольствия.

 Мотив жертвоприношений деревьям, а также существам, являющихся их духами, нашло отражение в современном кинематографе. В фильме «Страж», снятым режиссером Уильямом Фридкиным в 1990 году рассказывается об одной семье, которые искали няньку для ребенка. Ею оказалась красавица Камилла, являющаяся либо духом дерева либо человеком-деревом, которая являлась духом-хранителем чудовищного дерева и  должна была приносить в жертву этому дереву младенцев. Деревья также охраняли и обороняли Камиллу от тех, кто покушался на нее. Уничтожить ее удалось после уничтожения дерева, которому она приносила жертвоприношения.

Феи горы Поупа

Для мьянма характерен культ гор. Почитание гор пронизывает всю мифологическую систему мьянма. Также распространена идея прародины, находящейся в горах, в некоторых легендах это первоначальное обиталище становится раем, куда идут души праведников.

Поупа у мьянма – священная гора, обитель богов, расположенная в Нижней Мьянме. Поупа поднялась среди равнины после землетрясения и вулканического извержения. Считалось, что она является домом духов – натов и их главы Махагири. Наты – это бирманские наги, змеелюди, обитающие под землей и в водных источниках. В пещерах Поупы, считающейся прародиной многих тибето-бирманских народов Мьянмы, обитают феи, питающиеся цветами.

Бирманский воин Бьятта, участвовавший в завоевании государства мон Татон, вступил в связь с феей, обитающей в пещерах горы Поупа, в результате чего опоздал с подношением цветов королю Анораттхе, за что поплатился жизнью. После смерти Бьятта становится духом-натом  горы Поупа.

Феи мьянма, живущие на горе и питающиеся цветами, могут сближаться с бессмертной феей Ма-гу китайской мифологии, жившей на горе в провинции Магушань, где занималась приготовлением снадобья бессмертия. Ма-гу выступала спасительницей попавших в беду людей. В корейской мифологии ей соответствует фея Маго Хальми, также связанная с горами и спасающая людей от несчастий, а также фея горы Сондо.