Рубрика: еврейская демонология

Таннин

Таннин  — морское чудовище в западно-семитской мифологии и еврейских религиозных текстах.

Туннану упомянут в «Цикла о Баале и Анат», в качестве одного из помощников морского божества Йамму, который терпит поражение от другого божества, Балу, а также представлен как одно из двух чудовищ, наряду с Латану, от название которого произошло название змея Левиафана , которых сестра Баала, богиня любви Анат, усмиряет на пути к горе Цапану. Он обычно мыслится как змееподобное чудовище с удлиненным, вытянутым телом и, возможно, с раздвоенным хвостом.

Таннин упомянут в «Апокалипсисе Исайи» среди морских зверей, которые будут убиты Яхве в конце дней. Позднее в сознании древних иудеев слово «Таннин» иногда сплавлялось с похожими морскими чудовищами — Левиафаном и Раав.

«Чудеса создания и чудеса существ и странных существующих вещей».

«В море водятся огромные, страшные драконы, — узнаем мы из книги Бузурга ибн-Шахрияра, замечательного арабского рассказчика[64], — называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу вверх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но когда вода из неё испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра, таннин теряет свою опору и падает вниз — иногда в море, иногда на сушу.».

В этом рассказе о замерзающем в облаке чудовище мы узнаем родного брата всех сказочных драконов Востока, а его первоначальное местообитание — океан — говорит нам о происхождении этих чудовищ: они родились в море. Именно там фантазия сказителей и живописцев нашла прообразы для своего творчества.

Масуди считает, что tennin — рептилия, живущая в глубине океанов; крепчая, она становится грозой рыб, и Бог придает ей форму черного змея, блестящего и длинного, чья пасть возвышается над вершинами и чей свист вырывает с корнем деревья.

   

Морской змей-дракон аль-Таннин. Иллюстрация к трактату Аль-Казвини

Эстри

Эстри – это в еврейской мифологии вампир. Эстри появляется по ночам, принимая облик няньки, чтобы было проще подобраться к детям, кровью которых она питается. Истинный же ее облик внушает ужас: у нее волчья морда, человеческое тело и крылья летучей мыши. Чтобы ее не опознали, едва войдя в дом, она норовит съесть кусок хлеба или щепотку соли. Если ей помешать, она умрет. Название «эстри» происходит от латинского слова «стрикс», что означает ушастая сова-сипуха, а латиняне верили, что она высасывает кровь у детей, а также происходили от гарпий.

Но очевидно, что стрикс – это не всегда птица. Она является иногда ведьмой, а также приравнивается к лярве, вредоносному призраку мертвеца, не получившего нужного погребения, преступно убитого, злодея, бродящего по ночам и насылающего на людей безумие.

Эстри, как убийца детей, сближается с демоном Лилит. Волосы у обеих распущены, что указывает на их демоническую природу.

Хайнатум

У евреев Могилевской и Минской губернии бытовали поверья о женщине-демоне Хайнатум, убивающей детей своим клювом. Она имеет вид безобразной женщины с распущенными волосами, птичьими ногами и клювом. Она приходит в дом, где дети. Оберегом от нее служат специальные курильницы.

Образ Хайнатум, вероятно, восходит к демонице Лилит еврейского происхождения. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей. Три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли роль в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак.  Следует отметить, что шумерский демон Лилиту и еврейский демон Лилит нередко изображались летящими и с птичьими лапами. Мотив распущенный волос, наблюдающийся у Лилит и Хайнатум, указывает на то, что в европейском фольклоре женские демонические персонажи изображались с распущенными волосами.

           

Адам, Ева и Лилит. Манускрипт

С Хайнатум может сближаться иракский демон дами, великаншей, нападающая на людей и поедающая их, на которую также повлиял образ Ламашту. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным.

С Хайнатум может сближаться другой еврейский демон, убивающий детей, а также пьющий их кровь – Эстри, чье имя произошло от стриксов, демонических сов-сипух.

Демон Абизу

В иудейской демонологии Абизу – это демон, вредящий рожаницам и детям. Одно из имен демона — Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.

Имя демона Абизу может происходить от Абзу, в шумеро-аккадской мифологии мирового океана подземных пресных вод, окружающих землю. Абзу считалось потаенным, где-то в глубинах запрятанным местом, куда боги не могут заглянуть и где хранятся божественные сути. Также Абзу является персонификацией мирового океана и первопричиной жизни. Молодое поколение богов раздражает Абзу, который строит планы по его его уничтожении, однако сам погибает.

       

Художник Кетаи Котаки.

На протяжении огромного периода времени с именем демона Абизу связывали другого демона греческой мифологии, вредящей детям и рожаницам, — Гелло. Самое интересное, что Гелло является демоном, вышедшим из моря.

 

Шумерские демоны

Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.

Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.

                   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.

Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.

Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.

Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.

Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

                 

            Рисунок Йигита Короглу. Экимму

Демоница Лилит и ее аналоги

Лилит является злым духом в иудейской демонологии. Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту  и Ардат Лили. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей.

               

Амулет с изображением Ламашту из Месопотамии. 1 тысячелетие до н.э.

Согласно преданиям, Лилит была первой женой Адама, но не желая подчиняться ему, покинула его, а затем стала совокупляться с демонами и рожать от них детей.

   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

Позже Лилит стали изображать как одну из четырех жен Сатаны и матерей демонов.

                               

Лилит (1892) Джона Кольера

Лилит отождествляли с царицей Савской, называя как и последнюю, «царицей Смарагда». Обе они были связаны с пустыней, так как Лилит была демоном пустыни, а пустыни были всегда местопребыванием демонов, а царица Савская прибыла из страны, находящейся в Южной Аравии. Лилит часто изображается то волосатой, то с козлиными (ослиными, птичьими) ногами. Царице Савской тоже приписывали козлиные копыта.

                       

Данте Габриэль Россетти Леди Лилит

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях. Царь Соломон наложил на нее печать, таким образом окончательно нейтрализовав демона.

Подобна Лилит и демоница Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.

В цикле «Вульгата» Эквивалентом Лилит была Ламия, имеющая облик змеи с головой и грудью красивой женщины. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                                 

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

Аналогом Лилит в арабском фольклоре выступает Умм аль-Лэйл. Она представляет опасность для беременных женщин. Эта злая джинния была первой женой Адама, которая покинула его и стала матерью джиннов.

Большое сходство с Лилит  имела демоница в арабском фольклоре – Карина, упоминающаяся в книге арабского писателя  «Шамс аль Маариф» Аль Буни. Она ненавидит женщин, особенно рожаниц, вредит им и их детям, соблазняет мужчин, вносит раздор между супругами. Карина связана с болезнями горла и удушьем. Особенностью этой демоницы является ее частое сожительство с мужчинами, приводящее либо к ухудшению их отношений с законными супругами, либо к мужскому бесплодию. Внешний вид Карины – очень смуглая красивая женщина с черными волосами и темно-синими глазами. Данная демоница связана с синим цветом, который также является и оберегом от нее: арабы нередко выкрашивали крыши своих домов в синий цвет.

Все вышеуказанные демоницы являются по своей природе суккубами — демонами похоти и разврата, соблазняющими молодых людей и приводящими их к гибели. Данная связь людей с демонами приводит к опустошению души первых и к ухудшению состояния здоровья, так как демоны забирают у молодых людей все жизненные силы.

Козлоногие богини и демонические существа в мифологии и фольклоре

В мифологии и фольклоре встречаются  богини и существа с козлиными либо ослиными ногами.

Козел в мифологии и фольклоре является символом плодородия.

Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие.

Козлиные либо ослиные ноги приписывают царице Савской, которая услышав о славе царя Соломона, пришла испытать его загадками. В некоторых источниках у царицы присутствует имя Алмака. Так звали древнюю богиню луны Южной Аравии, у которой также имелись козлиные либо ослиные ноги. Алмака была по своим функциям близка к финикийской и ханаанейской богине Астарте, а образ богини Венеры также слился с образами Алмаки и царицы Савской.

Эдвард Джон Пойнтер – Визит царицы Савской к царю Соломону
1890

С царицей Савской связывают демоницу Лилит, которая была первой женой Адама, так как Лилит иногда пребывала в образе царицы Савской, а значит также имела козлиные либо ослиные ноги. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев. Лилит также являлась соблазнительницей мужчин.

   

      Р. Ляйнвебер. Царица Савская и Соломон

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях.

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В греческой мифологии представлен демон Ламия, обитающая в пещерах и нападающая на людей, чтобы выпить их кровь. Ламия имела вид прекрасной женщины с козлиными ногами. Позднее она трансформировалась в женщину с телом змеи, а вера в ламий прошла через все Средневековье.

                           

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

В вышеуказанной мифологии также содержатся представления о демоне Эмпузе, красивой женщины с одной бронзовой ногой, а другой ослиной. Эмпуза появлялась ночью, нападала на людей и высасывала их кровь. Данный демон имел близкое родство с Ламией и ассоциировался с демоницей из Завета Соломона Оноскелис.

В шотланском фольклоре тоже представлены женские демонические существа с козлиными ногами. Это глейстиги, имеющие вид красивых белокурых дев в длинных зеленых платьях, расшитых золотыми нитями. Козлиные ноги у фей не случайны. Козел в кельтском фольклоре является символом плодородия, а также нередко имеет связь со стихией леса. Глейстиги лесные существа, так как появляются именно там. Они приглашают людей потанцевать с ними, а затем выпивают их кровь.

                               

Картина Брайана Фрауда.

В христианстве образ козлоногого существа считался олицетворением дьявола и ему приписывались самые негативные черты. Постепенно козлоногие божества и существа трансформировались в черта либо беса.

Образ получеловека-полукозла плавно перекочевал в современные сказки и предания, а отголоски зооморфной богини или демонического существа появляются в настоящее время. Так, в детских страшилках, появившихся в 70-х годах в Советском Союзе также упоминаются женщины с козлиными ногами, которые прячут их под длинными одеждами и представляют смертельную опасность для детей.

Образ Ламии присутствует в греческих мифах. Эти мифы можно приобрести здесь https://www.litres.ru/30789966/?lfrom=515650664

Женские демонические существа в арабском фольклоре

Умм аль-Лэйл – одно из имен демоницы в арабском фольклоре, представляющей опасность для беременных женщин. Эта злая джинния была первой женой Адама, которая покинула его и стала матерью джиннов. Демоница имеет сходство со злым духом в иудейской демонологии Лилит, чье имя восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лилит. В арабском и еврейском демоне присутствуют черты львиноголовой женщине-демоне аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей.

   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

В своей книге «Шамс аль Маариф», арабский писатель Аль Буни упоминает демоницу, вредящую детям.

Предположительное ее имя – Карина. Она ненавидит женщин, особенно рожаниц, вредит им и их детям, соблазняет мужчин, вносит раздор между супругами. Карина связана с болезнями горла и удушьем.

Особенностью этой демоницы является ее частое сожительство с мужчинами, приводящее либо к ухудшению их отношений с законными супругами, либо к мужскому бесплодию. Внешний вид Карины – очень смуглая красивая женщина с черными волосами и темно-синими глазами. Данная демоница связана с синим цветом, который также является и оберегом от нее: арабы нередко выкрашивали крыши своих домов в синий цвет. Карина также большое сходство с демоницей Лилит.

Данте Габриэль Россетти Леди Лилит

Демоница Табия тоже вносит раздор в домах и вредит людям. Даже царь Соломон не смог с ней справится. С Табией идентифицируют демоницу Умм аш-Шибиян, которую называли «разрушительницей домов и дворцов и основ жизни».

В арабских сказках эти существа тоже упоминаются. Данные сказки можно приобрести здесь https://www.litres.ru/41608653/?lfrom=515650664