Рубрика: драконы

Драки

 

В английском фольклоре водные существа, близкие по своим характеристикам к драконам. Представляются женщинам в образе плывущих по воде деревянных блюд. Если женщина ухватится за деревянное блюдо, драк утащит ее под воду.

Драки летают по небу в виде огненных лент с огромными головами либо громадных огненных шаров. Если кто увидел драков, должен немедленно бежать от них, иначе он может подвергнуть себя и свой дом опасности.

Иллюстрация Александрии Хантингтон

 

Гроза

В славянском фольклоре дождь имел положительную символику. Именно дождь оплодотворяет землю. Черные, злые духи часто связаны с пламенем (огнедышащий змей Горыныч, например). А дождь способен потушить огонь или, как в былине про Алешу Поповича, размочить бумажные крылья коня Тугарина, тем самым, способствовать победе богатыря.

   

Константин Маковский.«Дети, бегущие от грозы».1872.

Горгония

В славянских средневековых легенда это дева с волосами в виде змей, являющаяся трансформацией горгоны Медузы в греческой мифологии. Лик Горгонии смертоносен. Волхву удалось обезглавить деву Горгонию и завладеть ее головой, с помощью которой он получил победу над своими врагами.

Также в славянской мифологии присутствует зверь Горгоний, охраняющий рай от людей после грехопадения. Следует отметить, что змея в фольклоре нередко выступает существом, охраняющим вход в преисподнюю. Особенно это прослеживается в античной мифологии. Поэтому можно судить о том, что Горгония и Горгоний впитали в себя черты античных существ, в образе которых присутствуют змеиные черты.

   

Голова горгоны Медузы. Автор: Леонардо да Винчи.

Мульквисин

В корейской мифологии – мульквисин – водяные духи, обитающие в морях, реках, прудах, на болотах, колодцах. Считалось, что душа утопленника становилась мульквисин. Им приносились жертвы, а весной и осенью во избежание наводнений совершались жертвоприношения духам семи водоемов в виде пятицветных денег, которые бросали в реки и море.

Повелевает духами мульквисин царь драконов Енван. Он живет в подводном дворце и является хозяином водной стихии. Енван имеет очень древнее происхождение и генетически связан с китайским драконом Луном. Енва обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Дракон свободно передвигается и в воде и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, то происходит смена династий. Детеныши Енвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. Государь после смерти в образе Енвана мог выступать духом – защитником страны.

   

Иллюстрация Винсента Ковьелло

Аврага Могой

Аврага Могой в мифах монгольских народов является гигантским змеем. Возможно, воплощает в себе образ мирового змея, обитающего под землей либо на дне моря (мирового океана). По некоторым поверьям Аврага Могой заключен в подземной крепости, некоторые предания увязывают происхождение скал с заваливанием богатырем-змееборцем норы либо горной пещеры, через которую змей похищал люде6й и скот. В эпосе и сказках Аврага Могой является фантастическим чудовищем, угрожающим герою в детстве.

Змей нападал на гнездо гигантской птицы Хангарид, но герой спасает ее птенцов. Хангарид – имя гигантской птицы индуистского, буддийского и ламаистского фольклора – Гаруды. В фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири Гаруда находится в постоянном конфликте с гигантским водяным змеем, в отсутствие Гаруды поедающим его птенцов, что сближает его с Гарудой буддистской традиции, где он является вечным врагом нагов, змеелюдей.

 

Морской змей. Рисунок Ганса Эгидиуса

Нидхёгг

В скандинавской мифологии Нидхегг – дракон, лежащий в колодце Хвергельмир (поток в стране мрака, из которого вытекают подземные реки) и грызущий один из корней мирового дерева Иггдрасиля, соединяющего небо, землю и подземный мир. Нидхегг бранится с мудрым орлом, а перебранку между ними переносит белка Рататоск, снующая между верхним и нижним мирами. Нидхегг пожирает прелюбодеев, клятвопреступников и подлых убийц.

   

Иллюстрация Гонсало Ордонеса Ариаса

Ермунганд

Ермунганд – в скандинавской мифологии мировой змей, сын великанши Ангрбоды от коварного бога Локи. Ермунганд живет в мировом океане, окружая обитаемую землю Мидгард. Главным противником Ермунганда является сын Одина Тор, бог грома, бури и плодородия, защищающий людей от великанов и страшных чудовищ. Тор пытался поднять мирового змея из океана.

Во время Рагнарека (гибели богов и всего мира, следующей за битвой богов и хтонических чудовищ) после залития водой земли Ермунганд вырывается на свободу. Тор и змей снова сражаются. Тор поражает змея, но сам умирает от изрыгаемого Ермунгандом яда.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Иллюстрация Ангуса МакБрайда

 

Сарыуек

Сарыуек — змей с тремя, семью или девятью головами, чудовищной величины и мощи. В сказках и в эпосе дракон представляется как существо, враждебное людям — он преграждает течение реки или выпивает воду в ней, отчего наступает голод и засуха. Он требует в уплату за воду дань — красивых девушек, которых тут же съедает. В древности дракон считался покровителем воды, земли, он мог поэтому даровать урожай или лишить его. Пытаясь задобрить его, ему в жертву приносили девушек. Связь дракона с водой может сближать его со славянским драконом ламя, которое имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

 

Фрагмент картины Алии Байрамгуловой

Змей

Змей в русском фольклоре – фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Змей является одним из самых популярных героев сказок, былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно разнообразны – от огромной змеи до фантастического существа, чудовища. Число голов у змея различно, но преобладают три, шесть, девять, двенадцать голов. На лубочных картинках у змея когтистые лапы и длинный хвост. Иногда змей имеет облик чудовища-всадника.

Змей в сказках может быть одним из обликов Бабы-Яги, лешего и вихря. Баба-Яга и ее дочери часто змееподобны.

Змей – существо одновременно подземное (горное), водное, и огненное, воздушное. Связанный со всеми стихиями мира, змей наделен универсальной силой и властью.

В сказках и былинах змей выступает противником богатыря, похищающего царевен, опустошающий землю. В заговорах змеи чаще всего обитают у моря или в лесной чащобе.

Змей –обитатель и хозяин подземного царства, хранитель сокровищ, кладов, обладатель наделенного магической силой.

 

Иллюстрация Ивана Онякова

Туман в фольклоре

Такое атмосферное явление, как туман, всегда окутано легендами, связанными со сверхъестественными явлениями.

В мифологии южных славян дракон Хала спускается на землю в виде тумана, препятствующего созреванию хлеба.

В кельтской мифологии загадочный остров фей Авалон был окутан туманами, которые не позволяли каждому оказаться на сказочном острове.

В славянских легендах в тумане прячется вампир или упырь. В романе Барона Олшеври «Вампиры» прекрасная упырица Рита часто предстает в виде голубого тумана.

В китайской истории 18 века о вампире рассказывается о том, как свадебная церемония проезжала мимо старого кладбища, и неожиданно подул сильный ветер, который поднял облако пыли и образовал туман, который и прятал вампира, нанесшего потом вред новобрачным.

В мифах ингушей и чеченцев вход в мир мертвых Ел заполнен холодным черным туманом.

В повести Александра Волкова «Желтый туман» туман представлен как насланный злой феей Арахной, являющийся разносчиком болезней, в том числе респираторных.

В произведении Стивена Кинга «Туман» в появившемся после бури тумане скрываются существа, прибывшие из других измерений, уничтожающие людей.