Рубрика: демоны

Жалмауыз кемпир

У тюркских народов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Она людоедка, похитительница детей; в образе легкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына. Образ жалмауыз кемпир восходит к культу богини-матери, так как людоедки присущи черты шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража страны мертвых.

Разновидностью жалмауыз кемпир является демон мите, представляющийся старухой в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь, а когда жертва ослабевает, мите ее съедает.

Жалмауыз кемпир может сближаться с таджикскими кампир, женскими духами, персонифицирующими явления природы. Согласно одному из преданий кампир имела сорокоухий котел, в котором варила попадавших к ней людей. В некоторых районах Таджикистана известна кампир Оджуз – старуха-мороз.

Иллюстрация Самал Кантар

Железо

Железо защищает от ведьм, эльфов и злых духов, которые не в состоянии его преодолеть. Железо отгоняет джиннов – детей Лилит.

В античную эпоху железом пользовались для отвращения болезней и несчастий, которые насылаются злыми духами. Особенно защищало оно рожениц и младенцев. Круг, трижды очерченный железным предметом или остроконечным оружием, способен защитить женщину и дитя от губительных воздействий.

Железные ножницы кладутся в колыбель, чтобы не дать эльфам похитить младенца. Гвозди в кармане служат оберегом во время путешествия.

Железо конских подков защищало людей от Бааван ши, вампиров шотландского фольклора, имеющих облик красивых белокурых девушек с оленьими ногами, скрытыми под длинными шелковыми зелеными платьями.

Однако железо почти никак не действует на привидения и европейских вампиров. Многие дома с железными порогами или талисманами бывают, по общему мнению населены призраками. Некоторые привидения появляются, гремя цепями. Вампиров же следует отгонять серебром, чесноком и прочими оберегами.

Картина Жак Луи-Давида

Вихри и ветры в верованиях индейцев

В преданиях индейцев Северной Америки вихри связаны с духами умерших и со злом. Индейцы верят, что вихри – это призраки мертвых и что они могут быть опасны. В легендах вихри неоднократно причиняли людям увечья. Вихри часто бывают на кладбищах в то время, когда больше нигде ветра нет. Также духи мертвых используют вихри как средства передвижения и путешествуют в них. Ветер-дух, вырывается из могилы и образует вихрь. Вихри считаются прахом шамана. Во многих поверьях вихрь может отравить, быть причиной неудачи, может уносить детей.

Похожие представления о вихре существуют в русском фольклоре, о которых я еще буду писать.

Души умерших, связанные с вихрями, могут сближаться с европейскими вампирами и славянскими упырями, которые могут вызывать непогоду, бурю и т.п., а также использовать данные явления как средства передвижения. Аналогичные поверья связаны и со славянскими русалками, в особенности с лобастой, которая приходит в бурю.

Картина Чарльза Фриззла

Игоша

Это фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий уродец, мертворожденный младенец, дух умершего без крещения.

Многие крестьяне верили, что мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить там, где они похоронены, или в своем доме ( нередко мертворожденных закапывали в подполье или близ избы. Такие умершие могут становится духами дома.

Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Игоша – не находящий упокоения умерший.

Сведения об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши могут свидетельствовать о его неполноте или же отражают змеиную (драконью) природу этого персонажа.

Анку

В кельтском фольклоре Бретани это посланец смерти. Обычно считалось, что Анку становится человек, умерший в какой-то местности последним в году. Приход Анку предвещал смерть. В течении всего следующего года Анку посещает мир живых и забирает души умерших. Каждый приход Бретани имеет своего Анку.

Чаще всего Анку описывается как высокая изможденная фигура с длинными белыми волосами или же как скелет с вращающейся головой, способной увидеть все и везде. Он управляет повозкой-фантомом, сопровождаемый двумя призраками, расположившимися у его ног. Повозка останавливается у того дома, где находится человек, близкий к смерти. Тогда Анку либо стучит в дверь, либо издает скорбное стенание, что может сближать его с привидением-плакальщицей в ирландском фольклоре Банши. Некоторые люди видели, как Анку в сопровождении двух призраков входит в дом, забирает умершего и кладет его в повозку.

Иллюстрация Дениса Гордеева

Барвинок

Согласно распространенному поверью, барвинок обладает свойством привлекать привидения, ведьм и колдунов. Барвинок, цветущий пятилепестковыми иссиня-пурпурными или белыми цветами, во Франции называется «фиалка колдунов», потому что, как считается, цветок дает власть над злыми духами. Повешенный над входом в дом барвинок, говорят, не пускает внутрь ни ведьм, ни духов. Он эффективен и при изгнании демонов. В Уэльсе существует поверье, что если посадить барвинок на могилу, то целый год будет сниться покойник.

Франсуа-Эмиль Барро. Барвинок

Об опасных пространствах, населенных нечистой силой

Согласно представлениям крестьян, есть невидимые опасные пространства, предсказать местонахождение которых почти невозможно, попадание на них нередко ведет к гибели, опасному заболеванию.

Почти все существа, присутствующие в разных отрезках пространства, обычно невидимы, будь то персонифицированные силы природы, покойники, предки, хозяева и т.д. Иногда духи, персонифицирующие разнообразные силы природы, в рассказах крестьян появляются и исчезают. В первую очередь это касается русалок, которые появляются перед какими-либо переменами в жизни людей, например, они плещутся перед утоплением человека. Домовой может появится перед смертью человека. Лесовик и полевик появляются перед бедой. Нечистые духи возникают не только в особых пространствах, но и в самых важных и переходных моментах жизни людей. Они опасны в период от рождения и до крещения ребенка, они портят свадьбу, стремятся завладеть только что умершим человеком.

Лихой час в русском фольклоре

Появление опасных мифологических существ в русском фольклоре соотнесено с определенным временем. Чаще всего это период между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, закат, сумерки, полдень, то есть переходные моменты дня, ночи, ночь, время между закатом и восходом – для темных и опасных сил, существ.

В частности, водяной особенно опасен в полдень, полночь, русалка подстерегает людей в это же время. Время активизации нечистой силы бывает перед восходом, закатом, в полночь, в полдень. Таящее опасности время воспринимается как опасный отрезок пространства, сходный с границей, межой.

В пределах опасных отрезков времени и пространства, чреватых появлением нечистой силы, человек должен следовать ряду правил. Действиями различных мифологических существ объяснялись неожиданные, нежелательные события, случайности. Беды, гибель людей в границах времени предопределены, а не объясняются нарушением каких-либо определенных правил.

Покойники

Умерший согласно поверьям может превратиться в ветер, вихрь, птицу, бабочку, растение, дерево. Могила считается урочным местом.

Опасными могут быть все недавно скончавшиеся и не определившиеся к месту люди.

Согласно бытующим повсеместно поверьям, мертвые ведьмы и колдуны наделены способностью вставать. Облик вредоносного покойника могут принять нечистый дух и смерть. Умерших колдунов и ведьм хоронили с целым рядом предосторожностей, зачастую – не по принятому церковному обряду. Опойцев и самоубийц хоронят в топких местах, иначе не будет дождя (могут хоронить в овраге возле речки). Заложные покойники после смерти могут стать стихийными духами.

Крепость Думбартон

Согласно легенде, крепость Думбартон в Шотландии, неподалеку от Глазго, стоящая на реке Клайд, была создана бандой злых ведьм. Они преследовали Святого Патрика, который, спасаясь, бежал в Ирландию.

Около 388 года дьявол натравил всех ведьм Шотландии на святого Патрика. Ведьмы создали армию и напали на него. Святой Патрик бежал к Клайду. В устье реки он нашел маленькую лодку, сел в нее и уплыл в Ирландию. Ведьмы не могли пересечь текущую воду (это является поверьем) и в ярости сорвали каменную глыбу с ближайшего холма и швырнули ее в Патрика. Однако скала, не задев святого, упала на землю. Позже на скале была построена крепость.

 витраж в Успенском Соборе в Карлоу