Рубрика: демоны

Мексиканский вампир Чиуатетео

Чиуатетео – это мексиканский вампир. Им становится женщина, умершая при родах. Считается, что они летают по воздуху, спускаясь на землю, чтобы нанести вред детям. Они обитают на перекрестках дорог, где практикуют свои злые дела. Для них строили храмы на местах жертвоприношений. Эти ведьмы празднуют свой шабаш, но в отличия от европейского шабаша живых ведьм, это встреча мертвецов. Изображения Чиуатетео имеют устрашающий вид. Они, как правило, одеты в платье и имеют черты индейской богини колдовства Тлацолтеотль, которая предстедательствует на этих шабашах. Ее символами является метла, змея и сова. По некоторым признакам она считается лунной богиней и сближается с греческой Гекатой.

 

Богиня Тлацолтеотль

Чиуатетео очень злобные и пытаются напасть на всех, кого встретят в темное время суток. В хижинах двери тщательно запирали, все щели и дыры тщательно затыкали, чтобы предотвратить вторжение этих ведьм. На перекрестках дорог люди оставляли существенные приношения пищи, чтобы вампиры не нападали на живых. При виде еды на перекрестках Чиуатетео не сможет быстро решить, какую из дорог выбрать, чтобы дойти до ближайшего жилья, и там ее застанет рассвет.

С этими ведьмами сближается вампир Миктекакиуатл или «Госпожа царства мертвых», которую часто изображают украшенной бумажными флагами, покрывавшими тела усопших, приготовленных для кремации. Иногда она появляется из земли в виде мумии.

Таннин

Таннин  — морское чудовище в западно-семитской мифологии и еврейских религиозных текстах.

Туннану упомянут в «Цикла о Баале и Анат», в качестве одного из помощников морского божества Йамму, который терпит поражение от другого божества, Балу, а также представлен как одно из двух чудовищ, наряду с Латану, от название которого произошло название змея Левиафана , которых сестра Баала, богиня любви Анат, усмиряет на пути к горе Цапану. Он обычно мыслится как змееподобное чудовище с удлиненным, вытянутым телом и, возможно, с раздвоенным хвостом.

Таннин упомянут в «Апокалипсисе Исайи» среди морских зверей, которые будут убиты Яхве в конце дней. Позднее в сознании древних иудеев слово «Таннин» иногда сплавлялось с похожими морскими чудовищами — Левиафаном и Раав.

«Чудеса создания и чудеса существ и странных существующих вещей».

«В море водятся огромные, страшные драконы, — узнаем мы из книги Бузурга ибн-Шахрияра, замечательного арабского рассказчика[64], — называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу вверх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но когда вода из неё испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра, таннин теряет свою опору и падает вниз — иногда в море, иногда на сушу.».

В этом рассказе о замерзающем в облаке чудовище мы узнаем родного брата всех сказочных драконов Востока, а его первоначальное местообитание — океан — говорит нам о происхождении этих чудовищ: они родились в море. Именно там фантазия сказителей и живописцев нашла прообразы для своего творчества.

Масуди считает, что tennin — рептилия, живущая в глубине океанов; крепчая, она становится грозой рыб, и Бог придает ей форму черного змея, блестящего и длинного, чья пасть возвышается над вершинами и чей свист вырывает с корнем деревья.

   

Морской змей-дракон аль-Таннин. Иллюстрация к трактату Аль-Казвини

Агулшап

В абхазском нартском эпосе агулшап является хтоническим чудовищем, драконом, завладевшим водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку. В борьбу с ним вступает положительный герой нартского эпоса Сасрыква, которому удается отсечь голову у дракона, однако на ее месте тотчас отрастает новая. Лишь когда Сасрыква догадывается присыпать это место золой, агулшап оказывается побежденным. Это может сближать агулшапа с лернейской гидрой греческих мифов, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У нее было 9 голов, из них одна – бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на ее месте отрастали две. Тогда друг Геракла Иолай стал прижигать свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал ее в землю, привалив тяжелым камнем.

Антонио дель ПоллайолоСражение Геракла с лернейской гидрой Ок. 1475 года

Болла и Кучедра

Болла  — дракон из албанского фольклора. У него длинное змеиное тело, четыре лапы и маленькие крылья. Этот дракон спит целый год, но в день св. Георгия просыпается и его серебристые глаза изучают мир до тех пор, пока не найдут человека. Болла пожирает его, закрывает глаза и засыпает снова.

На двенадцатый год болла превращается в рогатого огнедышащего дракона Кучедру о девяти языках, с гребнем и большими крыльями. Кучедра вызывает засуху и живёт человеческими жертвами. Иногда появляется в виде волосатой исполинской женщины с большими грудями, что может быть связано с влиянием тюркского фольклора, так как Османское вторжение на территорию Албании в первой половине XIV века  ознаменовало новую эру в её истории и внесло огромные изменения в культурную жизнь этого региона.  Втюркском фольклоре встречается персонаж албасты, представляющаяся в облике уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Албасты может превращаться в животных и неодушевленные предметы. Она также связана с водной стихией и обитает вблизи водоемов. Албасты насылает на людей болезни, вредит детям и рожаницам. Она крадет легкие (сердце, печень) рожаницы и спешит с ними к воде. Как только албасты положит их в воду, женщина умрет. Согласно поверьям, албасты может пить кровь жертвы. Образ албасты восходит к глубокой древности и имеет отголосок культа богини-матери и богини плодородия в разных культурах.

Вишапы

В армянском фольклоре вишапами называются драконы, персонифицирующие грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Большой вишап может поглощать солнце, отчего происходит затмение. Вишапы живут в высоких горах, больших озерах, на небе, в облаках.

В армянском эпосе вишапами являются чудовища, завладевшие водными источниками. В обмен на воду они вынуждают приносить им в жертву девушек. Это сближает вишапов с грузинскими драконами вешапи, которые захватывают водные источники (колодца, реки, озера); за пользование водой требуют в качестве выкупа девушек. В эпосе об Амирани упоминаются белый, красный и черный (огнедышащие) драконы.

Вишапы близки к дракону адыгского фольклора — Бляго, который перекрывает реку и дает воду жителям, лишь получив от них в дань девушку.

Связь вишапа с водой может сближать его со славянским драконом ламя, которое имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

 

Еми-но куни

Еми-но куни – в японской мифологии страна мертвых, расположенная в «нижнем мире», подземное царство. Представление об этом мире у японцев бытует как об удаленном и темном месте, соприкосновение с которым оскверняет и требует ритуального очищения.

Еще данная страна называется «страной желтого источника». Данное название заимствовано из древнекитайской мифологии, в которой души умерших отправляются к Желтому подземному источнику.

Родив бога огня Кагуцути, японская богиня Идзанами заболела и умерла, отправившись в еми-но куни. Ее супруг бог Идзанаки пытался ее вернуть в верхний мир, но богиня, подобно Персефоне, отведавшей плод граната в царстве Аида, употребила пищу подземной страны и также, как греческая богиня Подземного царства, стала обитателем мира мертвых, которым заказано возвращение в мир живых. Идзанами рождает страшных богов грома, а на теле у нее ползает несметное количество червей. Супруг богини, увидев такое зрелище, обращается в бегство, а Идзанами посылает за ним в погоню богов грома и уродливых фурий подземной страны, а затем преследует его сама. Супругу удается спастись от нее с помощью магических предметов.

 

Идзанами и Идзанаги. Картина художника Кобаяси Эйтаку конца XIX века.

Богиня Идзанами часто изображается в белых либо красных одеждах и часто связана с огнем. Это сближает ее с богиней Персефоной, ассоциировавшейся с пурпурным цветом, так как пурпурную ткань подносили в дар богини на Элевсинских мистериях. Пурпурный цвет является аналогом красного и также связан с загробным миром.

Марана

В славянской мифологии Марана или Марена – богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое сжигали, чтобы обеспечить урожай. Былинная ведьма Маринка, сожительствующая со Змеем Горынычем и убитая богатырем Добрыней, генетически восходит к Маране.

   

В. Васнецов. Три царевны Подземного царства

Воплощением смерти и мора являлся первоначально и злой дух в славянской мифологии мара. Позднее мара утратила связь со смертью, но сохранила вредоносные функции, а также способность к оборотничеству. Мара – одно из самых таинственных и древних существ в поверьях русских крестьян. В некоторых местах мару объединяют с кикиморой: она незримо обитает в избе. Однако мара может появляться не только в доме, но и являться злым духом, присутствующим везде. С марой в некоторых районах отождествляли полудницу. Мара часто выступает призраком, появляющимся из тумана либо марева, влияющим на судьбы людей. Иногда маару сопоставляют с деревом либо с зеленью.

Змей Балаур

Балаур – в румынской мифологии змей, в которого превращается обычная змея, если ее никто не видит 7, 9, 15 или 100 лет: она становится ростом с быка, у нее вырастают несколько голов, крылья и ноги. Иногда Балаура описывают как человека с хвостом и крокодиловой головой.

 Балаур живет в озерах, болотах, но чаще всего – в облаках. Балаур высасывает воду из рек, а затем извергает ее обратно на землю в виде дождя, ливня, града. Этот змей является персонажем многих румынских сказок, где он олицетворяет зло, которое обычно побеждает положительный герой Фэт-Фрумос.

Из за своей связи с водной стихией Балаур может сближаться с южно-славянским драконом ламя, имевшим собачью голову, селившимся на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду.

   

Иллюстрация Бреда МакГинти

Бляго

Бля́го  — в адыгской мифологии дракон, олицетворение злых сил природы, в частности дождя, который он низвергает из своей огромной, тумана  или белого облака, закрывающего небо; выдыхаемый им воздух валит наземь.

Бляго перекрывает реку и даёт воду жителям, лишь получив от них в дань девушку. Связь дракона с водой может сближать его со славянским драконом ламя, которое имело тело змеи и собачью голову и было связано со стихией воды, так как селилась на дне моря, возле колодцев, рек и озер, требуя с людей дань взамен на воду. Своими корнями образ ламя связан с древнегреческой Ламией, в античной мифологии полудевой-полузмеей, сосущей кровь своих жертв, вера в которую прошла через все Средневековье.

Когда бляго погибает в схватке с богатырём, в его чёрной крови плавают трупы девушек. Обычное место пребывания бляго — подземный мир. Змея в фольклоре ассоциировалась с миром мертвых и преисподней, а также нередко охраняла вход в подземное царство. И этим он сближается со Змеем Горынычем, который живет за мостом через реку Смородину, отделяющую мир живых от мира мертвых. Он является стражем между мирами и не охраняет вход в иной мир. В болгарской сказке эту роль могла исполнять Ламия, которая  в сказке «Три брата и Ламия» жила за садом, находившимся у моста.

   

Иллюстрация Виктора Паунова

В легендах и сказках  герой  в упорной борьбе убивает бляго и освобождает пленницу.

Белая баба

Белой бабой является явление смерти в образе женщины или девушки, предвестница несчастья или трагедии, водяной дух, видение или призрак. Обычно Белая баба является тому, кто скоро умрет.

Образ высокой белой женщины, по видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Белый цвет в славянском фольклоре является цветом смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. К образу Белой бабы приближены образ женщины в черном или в красном одеянии.

Во многих областях России Белая баба связана с водной стихией. Она в рассказах крестьян часто напоминает русалку или является ею.

Образ Белой бабы также сближается со славянским духом-призраком Марой, и поэтому устойчиво соотнесен с предзнаименованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.