Рубрика: арабский фольклор

Гюль-ябани

У тюркских народов гюль-ябани – злой дух, живущий в степи или на кладбище. По ночам он любит ездить на лошади, запутывает ей гриву. У таджиков считается, что гюль-ябани обитает в пустынных местах либо в горных лесах. Он человекоподобен, но отличается крупными размерами, покрыт серой либо черной шерстью, имеет когти на ногах и на руках. С людьми разговаривает человеческим голосом. Образ гюль-ябани восходит к образу гуля в мусульманской мифологии. Гули – ночные существа, живущие на кладбищах, в развалинах и прочих глухих местах. Иногда их изображают как умерших людей, долго спящих в тайных могилах. Потом они пробуждаются, выходят на поверхность и поедают как живых, так и мертвых. Гули персонифицируют тайные страхи человека в пустыне. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь. Развалин, в которых селятся гули, полно на окраинах городов. Такое существо выходит замуж за ничего не подозревающего мужчину, который и становится жертвой.

Согласно преданиям, в пустыне Руб-эль-Хали располагался легендарный город Колонн Ирэм, упоминания о котором сохранились даже в доисламских источниках. Этот город был уничтожен по воле аллаха, однако развалины этого города часто упоминались в легендах. Этот город был местообитанием джиннов и гулей, которые продолжали жить в его развалинах.

Гуль Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Таннин

Таннин  — морское чудовище в западно-семитской мифологии и еврейских религиозных текстах.

Туннану упомянут в «Цикла о Баале и Анат», в качестве одного из помощников морского божества Йамму, который терпит поражение от другого божества, Балу, а также представлен как одно из двух чудовищ, наряду с Латану, от название которого произошло название змея Левиафана , которых сестра Баала, богиня любви Анат, усмиряет на пути к горе Цапану. Он обычно мыслится как змееподобное чудовище с удлиненным, вытянутым телом и, возможно, с раздвоенным хвостом.

Таннин упомянут в «Апокалипсисе Исайи» среди морских зверей, которые будут убиты Яхве в конце дней. Позднее в сознании древних иудеев слово «Таннин» иногда сплавлялось с похожими морскими чудовищами — Левиафаном и Раав.

«Чудеса создания и чудеса существ и странных существующих вещей».

«В море водятся огромные, страшные драконы, — узнаем мы из книги Бузурга ибн-Шахрияра, замечательного арабского рассказчика[64], — называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу вверх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но когда вода из неё испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра, таннин теряет свою опору и падает вниз — иногда в море, иногда на сушу.».

В этом рассказе о замерзающем в облаке чудовище мы узнаем родного брата всех сказочных драконов Востока, а его первоначальное местообитание — океан — говорит нам о происхождении этих чудовищ: они родились в море. Именно там фантазия сказителей и живописцев нашла прообразы для своего творчества.

Масуди считает, что tennin — рептилия, живущая в глубине океанов; крепчая, она становится грозой рыб, и Бог придает ей форму черного змея, блестящего и длинного, чья пасть возвышается над вершинами и чей свист вырывает с корнем деревья.

   

Морской змей-дракон аль-Таннин. Иллюстрация к трактату Аль-Казвини

Западносемитский дракон Латану

Предтечей ветхозаветного чудовища Левиафана в угаритской мифологии является дракон Латану, воплощающий разрушительные силы водного мира и предстающий как могучее семиголовое чудовище, которое борется со светоносным богом Балу и его сестрой богиней-воительницей Анат, но оказывается побежденным. Балу и Анат борются с такой разрушительной силой как Латану, ради плодородия и жизни.

     

Убийство Левиафана.Гравюра Гюстава Доре1865 г.

Дракон Латану может быть сопряжен с древнеарабской (доисламской) богиней неба и дождя Аллат. Эта богиня олицетворяла собой небо, дождь и луну. Очевидно, Аллат была богиней туч и молний, связывалась с войной. В городе Таиф она почиталась как богиня-покровительница. В нем находилась ее священная территория, храм и идол – белый гранитный камень. Поначалу пророк Мухаммед признавал божественную природу этой богини, но затем уничтожил ее святилище. Аллат у халдеев и шумеров была богиней Подземного царства. Однако эта богиня считалась предшественницей богини Афины Паллады, а ее культ был распространен не только среди древних арабов, но и в эллинистических городах – Набатее и Пальмире.

Серый цвет в арабском фольклоре

В арабской культуре согласно сказкам тысячи и одной ночи белый цвет признан самым лучшим из цветов. Это цвет духовности и чистоты. Он был любимым цветом пророка Мухаммеда. Почитаемым цветом считался зеленый, в который было окрашено знамя пророка. Зеленый символизировал рай, оазис в пустыне, жизнь. Первоначально знамя пророка было окрашено в белый цвет. Очень положительно арабы относились и к другим чистым цветам, таким как красный, желтый, синий, голубой, фиолетовый. Дружественное отношение было и к черному, символизирующему не траур, а землю и ночь, которая являлась дополнением дня.

Отрицательное значение имели замутненные либо промежуточные цвета. Например, коричневый и серый. Это были цвета несчастья и нищеты.

Хотелось бы уделить внимание серого, который у арабов считался цветом пыли и праха, противоположностью яркого разноцветного мира, напоминающего людям о бренности их существования.

В древние времена в домусульманской Аравии поклонялись богине Аллат. Эта богиня олицетворяла собой небо, дождь и луну. Очевидно, Аллат была богиней туч и молний, связывалась с войной. В городе Таиф она почиталась как богиня-покровительница. В нем находилась ее священная территория, храм и идол – белый гранитный камень. Поначалу пророк Мухаммед признавал божественную природу этой богини, но затем уничтожил ее святилище. Имя богини было запрещено произносить, а упоминание о ней носило негативную символику. Ее идол белый гранит имел не белый, а светло-серый цвет. Этим могло быть объяснение данного цвета. Кроме того, Аллат у халдеев и шумеров была богиней Подземного царства.

               

Аллат с пальмовой ветвью и львом. БарельефПальмира (Сирия), I в. н. э.

Серый цвет мог быть связан с козлоногой богиней луны Южной Аравией Алмакой, которая по своим функциям была близка Астарте, поэтому позднее носила негативную символику.

Арабские кладбища с могилами были представлены в серых тонах, так как надгробия были сделаны из камней такого цвета. Кладбища, как и отхожие места, развалины, окраины городов и пустыни были местом обитания гулей, демонов, нападающих на путников, пожирающих и пьющих их кровь. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова. Чтобы не выделяться на фоне мест, в которых обитают эти демоны, нередко гули носили серое.

 

Шумерские демоны

Мифология шумероязычного населения Древней Месопотамии повлияла на фольклор народов, которые стали проживать на данной территории позже, а также на фольклор народов Ближнего Востока и Европы.

Так, три шумерских демона – Лилу, Лилиту и Ардат Лили сыграли рол в происхождении злого духа Лилит в иудейской демонологии, которая первоначально была женой Адама, а затем стала демоном, соблазняющим мужчин и вредящим младенцам. Лилу являлся инкубом, т.е. соблазнителем женщин, а Лилиту – суккубом. Ардат Лили переводится как «служанка Лилит». Она выступала в облике молодой девушки, собирающейся вступать в брак. Нередко ее имя было связано с упоминанием проституции.

                   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

С иудейским демоном Лилит, наносящей вред детям, сближался демон в аккадской мифологии – Ламашту, имеющий шумерское происхождение. Это была львиноголовая женщина, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей, насылающая детские болезни. В шумерской мифологии ей соответствовала Димме. Образ Ламашту мог повлиять на происхождение образа иракского демона дами, великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом и выглящей, как и Ламашту, наполовину животным. Спастись от нее не представляется возможным. В шумерских текстах Ламашту упоминается с другими демонами – Алу, утукку и гала.

Гала в шумерской мифологии были демонами подземного мира, отвечающие за излов душ умерших.

Демонический вампир Алу атаковал спящих людей, что приводило их к гибели.

Демоны утукку были духами непогребенных людей, которые летали среди живых. Они вызывали у людей болезни шеи, груди и внешние повреждения.

Одной из разновидностью утукку были экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

                 

            Рисунок Йигита Короглу. Экимму

Силува

Силува в фольклоре Ирака – водяное существо, обитающее в реках и в пещерах рядом с горными потоками. Ее тело покрыто длинными волосами, груди висят до колен, и когда она хочет накормить своих детей, которых носит на спине, то перебрасывает груди через плечо. По форме силува напоминает женщину, но иногда изображается с рыбьим хвостом вместо ног. Она любит питаться человечиной и в то же время вступает в любовную связь с мужчинами. В легендах она часто берет в заложники понравившегося ей мужчину и удерживает его, делая его своим сексуальным рабом, а затем рожает от него детей.

В связи с тем, что население Ирака имеет генетическую связь с древним населением Месопотамии – шумерами, аккадцами и вавилонянами, то в чертах силувы угадываются черты мифологических персонажей Вавилона и Ассирии. Так, наличие у силувы рыбьего хвоста сближает ее с Оанессом, существом шумерских легенд, вышедшим из моря вблизи Вавилонии и принесшим населению цивилизацию, науку, письмо и закон. Оанесс сопоставляется с ханаанейским Дагоном. Женской формой Дагона в Северной Сирии у ханаанеев и филистимлян была Атаргатис, в которой слились образы ханаанейской богини плодородия и плотской любви Астарты и угаритской богини, связанной с охотой и войной Анат, являющейся сестрой и любовницей западносемитского бога-громовержца Баала.

                         

Оанн из Дур-Шаррукина

Сожительство с мужчинами сближает ее с шумерским демоном-суккубом Лилиту, от которой пошло происхождение злого духа в иудейской демонологии Лилит.

Дами

В иракском фольклоре дами является великаншей, нападающей на людей и поедающей их. Она появляется, как призрак, на окраинах городов. В одной из легенд дами живет в пустыне рядом с городом, а затем посещает дом, чтобы полакомиться человеческим мясом. Спастись от нее не представляется возможным.

В связи с тем, что население Ирака имеет генетическую связь с древним населением Месопотамии – шумерами, аккадцами и вавилонянами, то в чертах дами угадываются черты демонов Вавилона и Ассирии.

Одними из таких демонов являются ассирийские злые духи экимму. Ими становились те, которым было отказано во входе в загробный мир и которые были обречены скитаться по свету. Человек превращается в экимму, если умирает насильственной или нечистой смертью. Например, им мог стать человек, умерший в пустыне. Экимму внушали большой страх, так как могли принимать облик любого из живущих. Экимму вселялись в людей, изгнать его не представлялось возможным. Также экимму появлялись в доме в виде предзнаименований смерти, плача как ирландские банши либо славянский водяной дух  — Белая баба.

         

Рисунок Йигита Короглу. Экимму

В шумеро-аккадской мифологии экимму часто упоминаются со злобными демонами подземного мира гала, а также демоном Ламашту. Львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного мира и похищающая детей также сближается с дами, так как последняя выглядит тоже наполовину животным.

Ирем, город колонн

Ирем – это построенный джиннами по повелению царя Шеддада город, который располагался на другом уровне реальности. Колонны символизировали существ прежней дочеловеческой расы.

Согласно арабской традиции Ирем располагался в пустыне Руб-эль-Хали.

Данный город населяли адиты, считавшиеся более ранней и отличной от других цивилизаций, когда-либо живших на земле. В рассказе «О Тахавуд» («Тысяча и одна ночь») джинны называют себя потомками Ада, другого названия Ирема.

                               

Ирем, город Колонн.Иллюстрация к сказкам «1001 ночи», издательство Bodder and Sloughton, 1911

В «Сказке о Сейф аль-Мулуке» рассказывается о прекрасной джиннии Бади аль-Джамал, живущей в саду Ирема, сына Ада-старшего. Ирем был уничтожен вместе со всем адом. Ад ибн Шаддат, или Ад-старший, является одним из предводителей одноименной страны. Ирем является местом нахождения государства джиннов.

В мусульманской мифологии область, примыкающая к стране народа ад, называется Вабар и связана с юго-западной частью пустыни Руб-эль-Хали. Согласно легендам, эта местность была цветущим садом. После гибели людей аллах заселил эту местность джиннами, однако эта местность заколдована и попасть в нее практически невозможно.

                           

Изображение джиннов из арабского манускрипта 14 века

Помимо джиннов, живут в Иреме и самые отвратительные существа – гули,  В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

                             

Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Гули — демонические существа арабской демонологии

Гулями называются арабские демонические существа, которые относятся к низшему разряду джиннов и считаются порождением Иблиса.

В доисламской мифологии это были опасные существа, жившие в пустыне, нападающие на путников, пьющие у них кровь и пожирающие их.

Местообитанием гулей являются развалины, отхожие места, кладбища. В арабских сказках гули имеют вид прекрасных женщин, которые заманивают молодых людей в свои логова, а затем поедают их, либо выпивают их кровь.

В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» есть сказка о коварном везире, где молодой царевич встречает у обочины дороги гуля в облике прекрасной девушки.

«И  царевич растерялся и не знал, куда идти и в какую сторону направиться,  и  вдруг

видит: у обочины дороги сидит девушка и плачет.

   «Кто ты?» — спросил ее царевич; и девушка сказала: «Я  дочь  царя  из

царей Индии, и я была в пустыне, но на меня напала дремота, и  я  свалилась с коня, и теперь я отбилась от своих и потерялась». И, услышав слова девушки, царевич сжалился над нею и взял ее на спину своего коня, посадив ее сзади, и поехал. И когда они проезжали мимо каких-то  развалин, девушка сказала: «О господин, я хочу сойти за  надобностью»,  и  царевич спустил ее около развалин. И девушка вошла туда и замешкалась,  и  царевич, заждавшись ее, вошел за ней следом, не зная, кто она. И  вдруг  видит: это — гуль, и она говорит своим детям: «Дети, я привела вам сегодня

жирного молодца!»

   А дети отвечают: «О матушка,  приведи его, чтобы мы наполнили им наши животы». Услышав их слова,  царевич убедился,  что погибнет, и испугался за себя, и у него задрожали поджилки. Он вернулся назад; и гуль [15] вышла и  увидела, что  он  как будто испуган и боится и дрожит,  и сказала:

«Чего ты боишься?» — «У меня есть враг, и я боюсь его»,  — отвечал царевич. «Ты говорил, что ты сын паря?» — спросила его гуль; и царевич ответил: «Да».

   И тогда гуль сказала: «Почему ты не дашь своему врагу  сколько-нибудь денег, чтобы удовлетворить его?» — «Он  не  удовлетворится  деньгами,  а только моей жизнью, — отвечал царевич, — и я боюсь за  себя.  Я  человек обиженный». — «Если ты, как ты говоришь, обижен, призови на помощь Аллаха, и он избавит тебя от злобы твоего врага и царевич поднял взор к небу и воскликнул: «О ты, кто отвечаешь попавшему в беду, когда  он  зовет тебя, и устраняешь зло, о боже, помоги мне против моего врага и  отврати его от меня! Поистине, ты властен в том, чего хочешь!» И когда гуль  услыхала его молитву, она удалилась…».

По фрагменту данной сказки становится понятно, что от гуля можно спастись с помощью молитвы к Всевышнему, а это значит, что эти существа подчиняются своей иерархии и не во всех случаях стараются вмешиваться в наш мир.

Также в арабских сказках имеется история о Сиди Ноумане, молодом человеке из богатой семьи, женившемся на прекрасной женщине Амине, которая оказалась гулем, посещающим ночью кладбища и поедающим трупы. Молодому человеку удалось проследить за ней, за что Амина превратила его в собаку.

                               

Иллюстрация к сказкам «Тысяча и одна ночь Джорджа Таунсенда. Сиди Ноуман и гуль Амина.

Сиди Ноуману пришлось перенести много приключений в данном облике, пока он не встретил девушку, искусную в белой магии и давшей ему волшебную жидкость, которую он вылил на гуля Амину, после чего его жена превратилась в кобылу.

Эта история показывает, что гули могут владеть колдовством и черной магией.

Интересна история, рассказанная доминиканским монахом Матиасом де Жиральдо, о молодом человеке по имени Абдул-Хассан, который полюбил красивую девушку по имени Надилла, дочь бедного философа, а затем женился на ней.

За ней также мужем было замечено хождение на кладбище ночью и поедание трупов. Когда он ей высказал это, она набросилась на него и едва не убила, в результате чего Надилла была умертвлена Абдул-Хассаном и захоронена.

Однако вскоре гуль снова явился к нему и попытался убить, но Абдул-Хасану удалось спастись бегством. После этого он пошел в дом философа, который признался, что Надилла вышла замуж за высокопоставленного офицера, но увлекалась черной магией и была замечена в чудовищных оргиях, после чего в ярости была убита своим мужем. Однако она снова ожила и поселилась в доме своего отца.

                         

Вампир Надилла. Иллюстрация Вилли Гласаура

Тело Надиллы кремировали, а прах бросили в воды Тигра.

Эта история показывает, что девушка стала гулем после занятий при жизни черной магией.

В иранском фольклоре гули считаются детьми Ахриана. В тюркском фольклоре встречается существо гульябани, которое по поведению тоже напоминает гуля и образ его восходит к арабскому гулю. Гульябани живет в степи и на кладбищах и нападает на припозднившихся путников.

Согласно преданиям, в путыне Руб-эль-Хали располагался легендарный город Колонн Ирэм, упоминания о котором сохранились даже в доисламских источниках. Этот город был уничтожен по воле аллаха, однако развалины этого города часто упоминались в легендах. Этот город был местообитанием джиннов и гулей, которые продолжали жить в его развалинах.

                             

Ирем, город Колонн.Иллюстрация к сказкам «1001 ночи», издательство Bodder and Sloughton, 1911.

Арабские сказки, в которых встречаются эти существа можно приобрести здесь https://www.litres.ru/41608653/?lfrom=515650664

Демоница Лилит и ее аналоги

Лилит является злым духом в иудейской демонологии. Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту  и Ардат Лили. Лилит является сукуббом и соблазняет мужчин, чтобы потом родить от него демонов. Она вредит рожаницам, что сближает ее с львиноголовой женщиной-демоном аккадской мифологии Ламашту, поднимающейся из подземного мира, насылающей на людей болезни и похищающей детей. Также Лилит вредит рожаницам и изводит детей.

               

Амулет с изображением Ламашту из Месопотамии. 1 тысячелетие до н.э.

Согласно преданиям, Лилит была первой женой Адама, но не желая подчиняться ему, покинула его, а затем стала совокупляться с демонами и рожать от них детей.

   

рельеф Бёрни (англ.)русск. («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей

Позже Лилит стали изображать как одну из четырех жен Сатаны и матерей демонов.

                               

Лилит (1892) Джона Кольера

Лилит отождествляли с царицей Савской, называя как и последнюю, «царицей Смарагда». Обе они были связаны с пустыней, так как Лилит была демоном пустыни, а пустыни были всегда местопребыванием демонов, а царица Савская прибыла из страны, находящейся в Южной Аравии. Лилит часто изображается то волосатой, то с козлиными (ослиными, птичьими) ногами. Царице Савской тоже приписывали козлиные копыта.

                       

Данте Габриэль Россетти Леди Лилит

Схожей по поведению с Лилит является демоница Оноскелис из завета Соломона, обладающая прекрасной внешностью и белой кожей и ногами мула, обитающая в обрывах, пещерах и ущельях. Царь Соломон наложил на нее печать, таким образом окончательно нейтрализовав демона.

Подобна Лилит и демоница Обизат, которая имела только голову с растрепанными волосами и зелеными горящими глазами, сильно вредящая детям и уничтожающая их. Соломону удалось нейтрализовать Обизат с помощью молитв и она больше не доставляла хлопот людям.

В цикле «Вульгата» Эквивалентом Лилит была Ламия, имеющая облик змеи с головой и грудью красивой женщины. Ламия нападает на людей, выпивая их кровь, живет в оврагах, пещерах и заброшенных замках. Ее образ восходит к древнегреческой Ламии, чудовища с козлиными ногами, похищающего и пожирающего детей, которая при жизни была царицей Ливии и возлюбленной Зевса, за что ее дети были убиты ревнивой женой Зевса Герой, вследствие чего Ламия укрылась в пещере и превратилась в чудовище.

                                 

Ламия полуженщина-полузмея,
Борис Валледжо

Аналогом Лилит в арабском фольклоре выступает Умм аль-Лэйл. Она представляет опасность для беременных женщин. Эта злая джинния была первой женой Адама, которая покинула его и стала матерью джиннов.

Большое сходство с Лилит  имела демоница в арабском фольклоре – Карина, упоминающаяся в книге арабского писателя  «Шамс аль Маариф» Аль Буни. Она ненавидит женщин, особенно рожаниц, вредит им и их детям, соблазняет мужчин, вносит раздор между супругами. Карина связана с болезнями горла и удушьем. Особенностью этой демоницы является ее частое сожительство с мужчинами, приводящее либо к ухудшению их отношений с законными супругами, либо к мужскому бесплодию. Внешний вид Карины – очень смуглая красивая женщина с черными волосами и темно-синими глазами. Данная демоница связана с синим цветом, который также является и оберегом от нее: арабы нередко выкрашивали крыши своих домов в синий цвет.

Все вышеуказанные демоницы являются по своей природе суккубами — демонами похоти и разврата, соблазняющими молодых людей и приводящими их к гибели. Данная связь людей с демонами приводит к опустошению души первых и к ухудшению состояния здоровья, так как демоны забирают у молодых людей все жизненные силы.